Предприятия Южного Урала производят четверть российского объема черных металлов

Предприятия Южного Урала производят четверть российского объема черных металлов, хотя в них занято лишь десять процентов от числа работающих в этой отрасли в стране.

Анализ показывает, что металлурги начинают предпринимать довольно объемные инвестиции в модернизацию производства, а их планы еще амбициознее. Реализуются ли они?

Объемные показатели сами по себе не вызывают тревоги: так, в Челябинской области предприятия черной металлургии вышли на уровень 1990 года, предприятия по производству цветных металлов по ряду направлений серьезно превзошли этот уровень, в том числе по производству золота и других драгоценных металлов. Эксперты ожидают, что после пуска обогатительной фабрики на Светлинском месторождении объемы производства золота могут быть удвоены.

Однако производство металла как такового, пусть даже в сверхчистом виде, не может гарантировать выживание в условиях глобального рынка и нарастающей мировой конкуренции. Чтобы победить в этой борьбе, надо выпускать как можно более высокотехнологическую продукцию с максимальным уровнем добавленной стоимости. Такие производства на Южном Урале начинают осваивать, и примеров достаточно много.

Так, на медеэлектролитном заводе в Кыштыме освоен выпуск многослойных - до 38 слоев - печатных плат на различной основе. "Это очень высокотехнологичная продукция, сердцевина всех радиоэлектронных приборов и устройств. Причем она идет в основном на внутренний рынок, - говорит курирующий экономику области первый вице-губернатор Владимир Дятлов. - Как известно, в России сегодня существует не только острая нужда в таких изделиях, но и серьезная проблема с их производством. Если для быта еще худо-бедно справляемся, то для военной и сопоставимой с ней по сложности техники - ракетной, систем управления, - требуется продукция, обеспечивающая принципиально другой уровень надежности. Как раз такая продукция производится сегодня в Челябинской области".

Процессы диверсификации идут и в черной металлургии. Корпусные изделия, автомобильный лист, оцинкованный и окрашенный лист для бытовой техники и прочая продукция глубокой степени переработки начинает вытеснять из прайс-листов черновые изделия.

В качестве примера эксперты часто приводят Магнитогорский металлургический комбинат (который входит в двадцатку крупнейших мировых производителей стали). На предприятии, которое отмечает в этом году 75-летие, обновлено 70 процентов основных фондов, а ежегодные инвестиции в обновление производства достигают семи-восьми миллиардов рублей. Менеджеры комбината прогнозируют, что с 2007 по 2013 год суммарные капитальные вложения превысят пять миллиардов долларов, а производство товарной металлопродукции к 2013 году возрастет до 15 миллионов тонн в год.

Летом 2009 года войдет в строй первая очередь толстолистового стана "5000", который специалисты загодя называют мощнейшим в мире. Общая стоимость проекта превышает миллиард долларов. Комплекс "заточен" на высокорентабельный толстолистовой прокат для нефтегазовой отрасли, судо-, мосто- и машиностроения. Особые надежды менеджеры возлагают на спрос со стороны производителей труб большого диаметра, поскольку ожидается, что потребность в тонком листе у этой подотрасли будет высокой: до 2015 года в России только "Газ-промом" и "Транснефтью" будет реализовано девять крупных проектов по строительству новых трубопроводов, что потребует 28 миллионов тонн труб. Понимая это, менеджеры пригласили к участию в тендере немецкий машиностроительный концерн SMS-DEMAG, который обладает хорошей репутацией среди профессионалов. Он и выиграл тендер. Инженеры рассказывают: чтобы разместить на территории комбината вытянутый почти на полтора километра комплекс, придется снести почти 150 административных и производственных помещений, перенести водные и паровые сети и даже энергетические подстанции. С марта работы ведутся круглосуточно.

Другой важный продукт - автолист, отвечающий современным требованиям качества. Здесь ставка менеджерами делается на оживление в России автопрома, в основном за счет сборочных производств, локализация которых должна постепенно повышаться. Достаточно назвать такие сборочные проекты, как GM, Ford, Toyota и другие. Прежде Магнитка выпускала автолист только для российских автозаводов, однако для иномарок нужно другое качество. Универсальный стан холодной прокатки появится на комбинате ориентировочно к 2010 году. Его мощность составит около двух миллионов тонн листа в год, стоимость проекта - около миллиарда долларов.

Важная задача - повышение производительности труда и снижение издержек через автоматизацию. Конечно, тут еще много предстоит сделать, и вопрос упирается прежде всего в деньги. Но уже сегодня в огромных цехах, занимающих сотни метров в длину, можно встретить лишь нескольких операторов за пультами управления. Да и они фактически не управляют процессами, отображаемыми на дисплеях, а лишь контролируют. Количество людей значительно сократилось, а производительность труда по сравнению с 1990 годом уже подросла.

Эксперты отмечают, что модернизация производства затронула не только такие гиганты, как Магнитогорский и Челябинский металлургические комбинаты, Челябинский электролитный цинковый завод, но и сравнительно небольшие предприятия в Карабаше, Златоусте, Аше. Так, затраты на реконструкцию Ашинского метзавода в ближайшие три года сопоставимы с годовым объемом его производства в денежном выражении. При этом даже небольшие производства могут вкладывать средства в экологические мероприятия. В результате предприятию по производству меди, которому Карабаш был обязан титулом "самого грязного города планеты", в 2006 году по итогам деятельности присвоено звание "Лидер природоохранной деятельности в России".

Интересная тенденция - уменьшающаяся зависимость металлургов от конъюнктуры на внешнем рынке. На том же ММК в мае этого года на экспорт отправлено лишь 30 процентов продукции - меньше, чем когда-либо за последние несколько лет. Тенденция особенно заметна, если сравнивать этот год с предыдущим: за пять месяцев 2007 года на экспорт ушло 37 процентов товара, за тот же период 2006 года - 50 процентов. В целом по области доля поставок металлопроката на экспорт за последние полтора года снизилась до 50 процентов.

Эксперты связывают эту тенденцию с ростом внутрироссийского спроса. Например, Челябинский тракторный завод в этом году увеличил объем производства почти на 70 процентов, автомобильный завод "Урал" - на 60. Темпы роста машиностроения в этом году значительно выше общих темпов роста экономики, отмечают аналитики.

Естественно, рост доходов в металлургии ощущают на себе и бюджеты, особенно после того, как ряд предприятий сменили "прописку" и были зарегистрированы на территории области. Так, ММК формирует значительную часть налоговых доходов областного бюджета и львиную часть бюджета Магнитогорска. Схожая с Магнитогорском ситуация в маленьком городе Сатка, где работает комбинат "Магнезит".

"Металлургические заводы дали начало многим уральским городам и поселкам. Их закладывали выдающиеся люди - деловые, сильные, развивали замечательные инженеры и рабочие", - говорит губернатор Петр Сумин. - Их традиции живы и сегодня". И одна из этих традиций - прямая и очень высокая социальная нагрузка, которую несут металлургические предприятия. Конечно, по этому поводу можно спорить, и, наверное, для бизнеса как такового было бы лучше избежать таких издержек. Но традиции страны нельзя игнорировать, к тому же в других странах, например, в США, предприятия металлургии также часто выступают "спонсорами" "своих" поселений. Так, ММК ежегодно направляет на "социалку" сотни миллионов рублей. Комбинатом создана санаторно-курортная инфраструктура, являющаяся самой крупной в горно-металлургическом комплексе. Только за последние годы ММК построены горнолыжный центр "Металлург-Магнитогорск" на озере Банное, храм Вознесения Господня и Ледовый дворец "Арена-Металлург". В Кыштыме еще в 1990-е годы построены спортивно-оздоровительный комплекс, санаторий-профилакторий, базы отдыха, а теперь менеджеры приступили к исправлению здоровья рабочих уже непосредственно на производстве, внедрив систему менеджмента в области охраны труда и предупреждения профессиональных заболеваний, которая сертифицирована одним из международных регистраторов.

Естественно, было бы наивным полагать, что все предприятия уже сделали "все". Внутренними проблемами остаются износ оборудования, качество рабочей силы, внешними - доступ к электроэнергии, к сырью. И, конечно, далеко не все металлургические предприятия области могут позволить платить сотрудникам среднюю зарплату в 25 тысяч рублей, как Магнитка. Но зарплата на крупном предприятии всегда задает региональный ценовой фон для всех остальных, так что и остальным приходится понемногу поднимать доходы своих сотрудников.

КОМПЕТЕНТНО

Сергей Степашин,

председатель Счетной палаты РФ (на вопрос о том, как изменилась Магнитка за время после его приездов):

- Изменилась разительно, поскольку сегодня комбинат - крупнейший в России и Европе. Во-вторых, мы видим, как решаются проблемы двух крупнейших станов - по сути это комбинат в комбинате. В-третьих, мы видим, что те партнеры, с которыми сегодня подписаны соглашения, - серьезные, крупные фирмы, которые работать с предприятиями, где есть риск, криминал, коррупция, безусловно, не будут. Как председатель Счетной палаты России я считаю, что на вопрос о том, что средства, которые у нас вкладывают в реальный сектор экономики, подрывают устойчивость этой экономики (через призму инфляции, раскручивания инфляции), Магнитка отвечает достаточно внятно. Там, где есть нормальный менеджмент, там, где есть четко спланированные последствия вложения средств, там речь может идти только об очень серьезных перспективах развития, в том числе и в социальной сфере.

Виктор Христенко,

министр промышленности

и энергетики РФ :

- Стратегия развития Магнитогорского металлургического комбината не просто вписывается как в стратегию развития металлургической отрасли России, разработанную минпромэнерго, так и в стратегию развития отечественного автомобилестроения и судостроения. Магнитка в основу своего развития вкладывает потребности важнейших отраслей российской промышленности. Такое совмещение обязательно даст двойной, даже тройной эффект для экономики страны. Россия не просто будет выпускать больше автомобилей и судов, она будет производить их из своего качественного металла.