Но сначала о хлебе насущном. Вчера на брифинге в Москве эксперты зернового рынка заверили, что никакого дефицита пшеницы в России нет и не предвидится. Однако отметили, что за последние две недели цена на муку подскочила на 10 процентов, а в целом с апреля - почти в полтора раза. В разных регионах это вызвало подорожание выпеченного хлеба от 5 до 40 процентов. И хоть эксперты в один голос успокаивают, что в цене батона доля зерна не более 20 процентов, однако именно оно подтолкнуло сегодня цены вверх. Да и мукомолы считают, что ситуацию нельзя назвать спокойной.
Как утверждает управляющий делами Российского союза мукомольных и крупяных предприятий Николай Рыбаков, мукомолы направили министру сельского хозяйства уже три письма с просьбой провести досрочную зерновую интервенцию, чтобы сбить цены. Напомним, что она планируется на зиму. А вот Российский зерновой союз считает ее во время массовой уборки абсурдом. По словам его президента Аркадия Злочевского, даже если сейчас сбить таким образом цены на зерно, то, во-первых, хлеб, как показывает практика всех перестроечных лет, не подешевеет ни на копейку, а во-вторых, уйти от мировых цен, которые сегодня бьют все рекорды, тоже не удастся. Рынок есть рынок, и он диктует свои правила игры.
А на мировом зерновом рынке и в самом деле вакханалия цен. Пшеница уже подорожала до 270 долларов за тонну, превысив исторический максимум, наблюдавшийся в 1996 году, на 30 долларов. И это не случайно. Как вчера передало информационное агентство ИТАР-ТАСС, в Евросоюзе зафиксировано значительное падение коммерческих запасов зерна, и в первую очередь пшеницы. Их объемы на складах ЕС упали за последнее время с 14 до 2,5 миллиона тонн, говорится в сообщении. В результате Еврокомиссия разработала экстренную директиву, которая разрешает фермерам вводить в оборот замороженные с 1992 года посевные площади. Но в целом мировые запасы зерновых упали сейчас до 28-летнего минимума. Специалисты ожидают, что в нынешнем году, который отмечен сильной засухой в Австралии, спрос на зерно превысит предложение. А это неизбежно вызовет повышение цен на все виды зерновых, которые потянут за собой и российский внутренний рынок.
И тогда на первый план выйдут "мясные" проблемы. В цене свинины и говядины зерно составляет уже не 20 процентов, как в хлебе, а свыше 60 процентов. А в России, по словам генерального директора аналитического агентства "СовЭкон" Андрея Сизова, по-настоящему цивилизованно работают только два предприятия, которые с двух-трех килограммов затраченных кормов получают один килограмм мяса. Остальным оно обходится намного дороже. И поднять цены на свою продукцию животноводы не могут. Тогда они не смогут конкурировать с импортным продовольствием. "Значит, осенью может начаться массовый забой скота", - говорит Сизов. Поначалу это приведет к избытку мяса на прилавках. А вот что будем делать, когда съедим забитое? Полностью переходить на импорт? Впрочем, пока все это только прогнозы, которые, к счастью, не всегда сбываются. Тем более что производители зерна в большинстве своем полны оптимизма. Несколько выровнять ситуацию на рынке, считают они, может зерновая биржа. "Есть шанс осенью запустить фьючерсы на зерно", - заявил Аркадий Злочевский. Он уверен, что это придаст прозрачность рынку, отразит реалии, которые на нем происходят, и даст надежные ориентиры и для зерновиков, и для государства. А Николай Рыбаков добавил, что зерновая биржа будет своего рода ценовым индикатором для отрасли, которая позволит легче ориентироваться в ситуации на зерновом рынке.