У вице-премьера Сергея Нарышкина, возглавляющего Интеграционный комитет Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС), осталось не так много времени. Нет, речь не идет о будущих президентских выборах. Речь о том, что уже к концу 2007 года вице-премьер должен показать первые результаты своего пребывания на этом посту.
Именно к этому времени Интеграционный комитет ЕврАзЭС обещает сформировать многострадальный Таможенный союз. Вчера же в формировании Таможенного союза, можно сказать, произошел явный прорыв. Как сообщил Сергей Нарышкин, было принято решение, что высшим органом Таможенного союза, создаваемого в рамках ЕврАзЭС, станет Межгосударственный совет ЕврАзЭС, а органом по разрешению споров предложено и одобрено сделать суд ЕврАзЭС. Вице-премьер заметил, что сейчас одной из основных задач является как раз формирование правовой базы Таможенного союза. "Сегодня мы констатировали, что идет внутригосударственное согласование 24 базовых документов, составляющих правовую основу Таможенного союза, являющегося одной из стадий высшей степени интеграции к созданию единого экономического пространства ЕврАзЭС", - сказал он, отметив, что работа по созданию такой правовой базы коррелируется с работой по присоединению к ВТО.
В ходе заседания было одобрено и соглашение о принципах валютной политики государств ЕврАзЭС по контролю за передвижением капитала, протокол об использовании таможенной карты при пересечении товаров через границы ЕврАзЭС, проект порядка формирования межгосударственных программ этой организации. На самом деле к созданию Таможенного союза страны-участницы - Россия, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Таджикистан и Узбекистан - двигались настолько медленно, что пришлось принять принцип разноскоростной интеграции. Суть идеи состояла в том, чтобы все произведенные в третьих странах товары поступали на территорию любого государства-сообщества на одинаковых условиях. Но несмотря на многочисленные разговоры об интеграции за пять лет странам ЕврАзЭС удалось выровнять ввозные пошлины чуть больше, чем на 65 процентов. А после стало очевидно, что создание Таможенного союза требует политических усилий. "Казалось бы, простая задача - установить единые правила, по которым на единую таможенную территорию попадают товары третьих стран и по которым они обращаются. Однако это влечет за собой создание некого органа, который был бы наделен наднациональными функциями. А это значит, что частью полномочных национальных органов придется поделиться", - пояснял тогда генсек ЕврАзЭС Григорий Рапота сложность решения этого вопроса. Делиться же, несмотря на полное единодушие мнений по этому вопросу, никто не хотел. Вопрос, судя по всему, явно завис.
Тогда и заговорили о принципе разноскоростной интеграции, то есть создании Таможенного союза из трех наиболее подготовленных членов - России, Казахстана и Беларуси. А остальные - Таджикистан, Киргизия и Узбекистан - будут включаться по мере готовности. Вот такое нелегкое направление и досталось вице-премьеру Сергею Нарышкину.
Единственное, чем не страдал Союз, так это количеством идей. И несмотря на то, что разговоры о введении единой валюты в Союзном государстве Россия - Белоруссия уже успели даже позабыть, идею о внедрении единой валюты на едином таможенном пространстве стран Евразийского экономического сообщества так и не похоронили. Правда, как отмечает генсек организации, "сейчас о ней еще рано говорить". "Нам надо пройти стадию создания Таможенного союза, после этого на следующем этапе - этапе создания ЕЭП - мы уже будем говорить о единой валюте", - пояснил он.
Казахстан вдруг выступил с неожиданным предложением - предоставить равноправный доступ к инфраструктуре национальных рынков нефти и газа, что тогда слегка озадачило российского премьер-министра Михаила Фрадкова. Да и Белоруссия не согласовала соглашения о Таможенном союзе, настаивая на закреплении в нормах создаваемого союза права "недискриминационного доступа к товарам, производимым и реализуемым субъектами естественных монополий, и равности на эти товары". Белорусы потребовали ввести норму, которая запретила бы членам единого таможенного пространства менять ставки вывозных пошлин в отношении третьих стран в одностороннем порядке. Свое требование Минск даже предложил в апреле записать в соглашение о создании Таможенного союза. Москва отказалась, объясняя, что вывозные таможенные пошлины играют специфическую роль в системе внешнеторгового регулирования и одновременно выполняют функцию природной ренты.
Тем не менее разногласия оказались принципиальными, и будущее Таможенного союза становилось все более призрачным. Кстати, вчера было принято очередное решение о повышении экспортной пошлины на нефть. На самом деле Таможенный союз стран - членов Евразийского сообщества -это не только организация взаимного торгового сотрудничества, но в рамках этой структуры предполагается согласовывать и внешнеэкономическую политику. Насколько благоприятно эта единая позиция всех стран - членов ЕврАзЭСа скажется на международных организациях, станет ясно после. Однако Казахстан, Белоруссия, Таджикистан и Киргизия разделяют подобную позицию.
В ближайшее время согласованные еще в Астане документы будут предложены ассоциированным с ЕврАзЭС странам - Армении и Молдавии для их последующего присоединения к этим документам или для привлечения к работе по унификации в рамках всего блока таможенных правил и режимов. По аналитическим прогнозам, Армения и Молдавия могут присоединиться к единому евразийскому таможенному режиму до конца 2008 года (аналогичные переговоры Молдавия уже ведет с Приднестровьем, а Армения - с Белоруссией).
А в октябре в Душанбе главы государств соберутся на очередное заседание ЕврАзЭС.