До посадки А-320 в Сан-Паулу два часа шел проливной дождь. На взлетно-посадочной полосе образовалось множество луж. Самолеты скользили, но бразильские диспетчеры явно уповали на русский "авось".
Их везение закончилось в 18.50 по местному времени. На основную полосу аэропорта Конгоньяс сел А-320. Взлетно-посадочная полоса закончилась, а самолет продолжал движение на все еще довольно большой скорости. Пробив ограждения аэропорта, аэробус с ревом пронесся по забитой машинами в час пик автостраде. Затем врезался в ангар авиакомпании "ТАМ", где помимо грузов хранилось авиационное топливо.
Раздался взрыв, но лайнер по инерции продолжал движение. Проехав еще несколько метров, самолет протаранил здание авиационной компании, в котором в то время находилось около тридцати человек. В зоне поражения оказались и многочисленные кафешки. В них также было многолюдно.
По словам очевидцев, внутри здания, в которое врезался самолет, температура мгновенно достигла тысячи градусов. Все находившиеся на борту самолета люди тут же погибли. "Вероятности найти живых нет", - даже не пытался обнадежить родственников, находившихся на борту пассажиров и членов экипажа, губернатор штата Сан-Паулу Жозе Серра.
И все же подсчитать окончательно число жертв самой страшной в истории Бразилии авиакатастрофы пока не представляется возможным. Сначала говорили о двухстах погибших. Однако уже спустя несколько минут появились сообщения о 250 жертвах. Спасателям предстоит выяснить, сколько именно человек находилось в протараненных самолетом машинах на автостраде. Кроме того, не известно, сколько людей в тот трагический момент сидели в придорожных кафе. Уточняется и количество погибших в протараненном здании.
В генеральном консульстве России в Сан-Паулу сообщили, что у российских дипломатов нет информации о том, находились ли на борту разбившегося аэробуса граждане России.
В Бразилии объявлен трехдневный траур. Хотя многим специалистам уже очевидно: трагедии в Сан-Паулу можно было избежать. За двое суток до ЧП с бразильским аэробусом для всех служб аэропорта прозвучал тревожный звонок. При посадке на той же полосе за ее пределы выкатился самолет местной компании "Пантанал". Тем не менее власти не стали вводить запрет на посадку в Сан-Паулу для больших лайнеров, сославшись на гигантские экономические убытки от такого решения.
Эксперты говорят о том, что бразильская трагедия стала фактически зеркальным отражением того, что почти год назад, 9 июля 2006 года, произошло в Иркутске. Тогда при посадке в местном аэропорту разбился А-310 авиакомпании "Сибирь". Правда, в Иркутске из 203 находившихся на борту пассажиров 79 удалось спасти. И все же в остальном сценарий катастрофы повторился вплоть до деталей. Та же плохая погода. Аэропорт также находится в черте города. Самолет также выехал за пределы взлетно-посадочной полосы и протаранил ограждения аэропорта. К счастью, в Иркутске аэробус врезался не в офисное здание, а в гаражи.
Известно, что местный судья еще в феврале временно запретил полеты крупных лайнеров в аэропорт Сан-Паулу. Однако, после реконструкции взлетно-посадочной полосы, которая завершилась в конце июня, запрет был отменен. По словам экспертов, причиной трагедии мог стать человеческий фактор.
Справка "РГ"
Всего в мире произошло 6 катастроф с самолетами А-320. Первая - в 1988 году во время демонстрационного полета на авиашоу во Франции. Восемь человек погибли, 90 получили ранения. В 1990 году А-320 разбился во время захода на посадку в аэропорту индийского города Мадурай. Из 146 человек, находившихся на борту, 90 погибли.
23 августа 2000 года при заходе на посадку у берегов Бахрейна упал в Персидский залив самолет А-320 компании "Галф эйр". Все находившиеся на борту 135 пассажиров и восемь членов экипажа погибли.
3 мая 2006 года в районе аэропорта Сочи потерпел катастрофу самолет А-320 армянской авиакомпании "Армавиа". На его борту находились 113 человек, в том числе 8 членов экипажа. Все погибли.
По данным Всемирного фонда безопасности полетов, с января по июнь 2007 года в мире произошло 11 авиационных происшествий, в которых погиб 321 человек. Как заявил в этой связи президент Всемирного фонда безопасности полетов Уильям Р. Восс, в перечне наиболее важных мер по повышению безопасности полетов, разработанных фондом, остается предотвращение происшествий на взлетно-посадочной полосе и столкновений воздушных судов на земле.