Исполняющим обязанности секретаря Совбеза Указом президента назначен генерал-полковник Валентин Соболев - до этого времени заместитель Игоря Иванова. Вся история с отставкой с самого начала была окутана атмосферой секретности. Первая информация о возможном уходе Иванова появилась примерно две недели назад, опять же со ссылкой на информированные источники в Совбезе. Говорилось о том, что Иванов написал заявление на имя президента. При этом собеседник агентств подчеркивал, что вопрос об отставке с высокого поста Иванов поставил перед главой государства еще несколько месяцев назад.
Примечательно, что ни сам Игорь Иванов, ни кто-либо из представителей администрации президента эту информацию никак не комментировали, а сам Иванов участвовал в традиционном совещании президента с членами Совбеза в минувшую субботу.
Однако косвенным подтверждением того, что настойчиво распространяемая информация об отставке главы Совбеза не просто слухи, было то, что практически одновременно с первыми сообщениями в нескольких изданиях появились компрометирующие главу Совбеза статьи, очевидно, заказного характера. И хотя конкретных обвинений в них не содержалось, нервозную обстановку вокруг Игоря Иванова и впечатление, что его буквально "выталкивают" с поста, они создали.
Судя по сообщениям источников в Кремле, Игорь Иванов намерен и вовсе уйти из большой политики в "преподавательскую и научную работу". Такой поворот в судьбе чиновника вполне вероятен. Кресло секретаря Совета безопасности для Игоря Иванова не стало местом заметных свершений. Куда больше внимания к своей деятельности он привлекал на посту министра иностранных дел, который занимал почти шесть лет. Одним из самых заметных результатов его деятельности тогда стало участие в мирном урегулировании на Балканах и Ближнем Востоке.
Вероятно, это объясняется тем, что сам по себе Совет безопасности - это структура, активность которой больше зависит от персоны руководителя, нежели прямо определяется ее высоким статусом. Совет безопасности может быть формальной структурой, какой она являлась, к примеру, при покойном Александре Лебеде, амбиции которого явно не удовлетворялись общим руководством при рассмотрении вопросов государственной важности. Или быть реальным местом разработки стратегических решений, влияющих на жизнь всей страны и внешнюю политику государства, каким Совбез стал во время руководства нынешнего первого вице-премьера Сергея Иванова. За три года работы Игоря Иванова на посту секретаря Совбез превратился скорее в некий "кадровый резерв". Пожалуй, единственной национальной проблемой, пути решения которой одним из первых попытался нащупать Совбез, стала демография.
При этом по статусу Совбез - это орган с весьма широкими полномочиями и представительным составом (достаточно сказать, что в него входят руководители всех силовых ведомств). Это "конституционный орган, осуществляющий подготовку решений президента Российской Федерации по вопросам стратегии развития Российской Федерации, обеспечения безопасности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, проведения единой государственной политики в области обеспечения национальной безопасности". Председателем Совбеза является президент России, и его же указами оформляются решения совета.
Если отставка Игоря Иванова действительно вскоре будет принята президентом, то именно от персоны секретаря будут зависеть роль самого "конституционного органа" и дальнейшая карьера его секретаря. Судя по тому, что добровольная отставка Иванова - это скорее всего не спонтанное и, возможно, вынужденное решение, вокруг имени его возможного последователя уже создалась определенная интрига. Отечественные аналитики предлагают на выбор несколько кандидатур, которые смогут занять почетный пост.
К примеру, называется имя председателя Госдумы Бориса Грызлова. Однако для этого ему нужно будет отказаться от возможного спикерства в будущей Госдуме и фактического руководства "Единой Россией". Еще одним кандидатом на должность секретаря Совбеза называется генпрокурор Юрий Чайка. По логике наблюдателей, таким образом он сможет компенсировать сократившиеся после создания Следственного комитета полномочия. Некоторые видят на посту секретаря Совбеза главу госнаркоконтроля Виктора Черкесова - видного представителя президентской команды. Однако при этом оговариваются, что такое "повышение" может как раз внести раскол в ряды соратников накануне президентской кампании. Наконец, нетрудоустроенным остается экс-глава ЦИК Александр Вешняков. Человек, деловые качества и стратегический склад ума которого всем известны. Как бы то ни было, вряд ли секретарем Совбеза станет человек, "не засветившийся" на федеральном уровне. Ведь если верно предположение политологов о том, что секретарь Совета безопасности - удобная стартовая площадка для восхождения к вершинам власти, то "начинающему" политику для начала нужно будет не только заработать себе имя на этом посту, но и "раскрутить" саму структуру, которая после ухода Сергея Иванова утратила в значительной степени свое влияние. А это вряд ли можно сделать за оставшееся до выборов время.
Кстати, заявление Игоря Иванова об "уходе по собственному желанию" в никуда - не единственное среди высоких чиновников прошение об отставке на имя президента за последнее время. Просто не всем разрешено "покидать корабль" перед выборами.