Президент России Владимир Путин - хочет закончить свое президентство примирением с Западом. Однако последний на это никак не соглашается.
Путин предложил Соединенным Штатам сотрудничать в создании системы Противоракетной обороны. Выступая с этим предложением, он впервые дал понять, что Россия заняла сторону Запада в противостоянии с Ираном. Но идея главы российского государства не была воспринята. Июльский саммит Россия - США скорей разочаровал.
Стратегическое партнерство России и Европейского Союза также оказалось под вопросом. Идея создания энергетического альянса между Москвой и Брюсселем уже даже не обсуждается. На всей территории Восточной Европы разразились войны из-за строительства будущих нефте- и газопроводов. Влиятельные европейские страны делают все возможное, чтобы деферсифицировать российские нефтепотоки, направленные на западные рынки. Таким образом, Запад стремится ограничить влияние России на большую политику Евросоюза.
Российские компании не допускаются на европейские рынки. За каждым российским бизнесменом или миллиардером Запад видит руку Кремля. Создаются специальные правительственные комиссии для того, чтобы защитить западную экономику от так называемых российских государственных капиталистов.
Правда, надо сказать, что Россия тоже меняет правила игры и не придерживается старых контрактов и договоренностей. Она отказывается подписывать Энергетическую Хартию, отнимает у западных энергетических компаний привилегии, выходит из ДОВСЕ и не стремится продлить договор о партнерстве и сотрудничестве между Россией и ЕС.
Пока никто по-настоящему не верит, что между Россией и Западом может разразиться "холодная война". Для этого вроде как нет никаких оснований. Ведь Москва не стремится завоевать новые страны и территории. Бывшие страны Варшавского договора уже давно включены в системы НАТО и ЕС. Даже многие постсоветские государства, такие как Грузия, Украина и Азербайджан, готовы вступить в североатлантический альянс и Евросоюз.
В последние годы Запад пытался часто давить на Москву по вопросу войны в Чечне, ареста экс-главы "Юкоса" Михаила Ходорковского и "оранжевой революции" на Украине.
Если между Западом и Россией и разразится новая "холодная война", то причина этому будет чисто психологическая. Как я не раз слышал в Москве: Запад уже достал Москву. Потому ЕС и США осуждают все, что делает Россия. Они не видят позитивных изменений в современной России. Они предпочитают воспринимать Россию только в качестве младшего партнера и не учитывают мнение Москвы в глобальных вопросах.
Россия понимает, что европейская архитектура XXI века строится без нее. Для такой традиционно европейской державы, как Россия, это неприемлемо. Вот вам весь клубок психологических причин для начала войны.
Дело экс-подполковника ФСБ Литвиненко является пиком конфликта между Москвой и западным миром. Действительно, со страниц европейских газет веет злобой и ненавистью "холодной войны". Великобритания собирается требовать от ЕС занять позицию Лондона по делу Литвиненко. В результате в Европе может возникнуть мощная антироссийская ось. В нее войдут Лондон и Варшава, которая сможет сплотить вокруг себя прибалтийские государства и Румынию.
Но надо сказать, что в скандале вокруг дела Литвиненко отчасти виновата и Россия. Ей нельзя было доводить это дело до такого накала страстей.
Но Москву все же можно понять. Она не может выдать подозреваемого в убийстве Литвиненко Андрея Лугового, так как ей этого не позволяет сделать Конституция. Великобритания также не имеет права требовать выдачи Лугового. Ведь она сама не требует от арабских стран выдачи террористов, которые совершили теракты в Лондоне. Это типичный пример двойных стандартов, которые так раздражают Москву.
Ошибка России, на мой взгляд, заключается в том, что она не афиширует ход расследования убийства Литвиненко. На полосы западных газет попадают слухи и черный пиар. В результате Москва проигрывает информационную войну. Западное общественное мнение продолжает считать, что Россия виновата в гибели Литвиненко.
Понятно, что уголовный процесс над Луговым не приведет к такой" холодной войне". Через несколько недель напряжение в российско-европейских отношениях пойдет на спад.
Подготовила Надежда Сорокина