Офицер судится с Минобороны за рекламу

В жизни - майор, а на рекламном плакате - рядовой, хабаровчанин Дмитрий Михалев призывает записываться на контрактную службу в ряды Вооруженных сил. Однако сам офицер не ведал и не знал о том, что его изображение будет использовано в рекламе и разрешения своего на это не давал.

 А потому обратился в краевой комитет солдатских матерей за помощью. Там ему посоветовали написать заявление в суд, ответчиком выбрать министерство обороны. Так он и сделал.

Как Дмитрий Михалев попал в фотообъектив, теперь известно. В 2003 году в Хабаровск приезжала военная делегация из Америки, и воинская часть, в которой служил Дмитрий, показывала гостям свое боевое мастерство и воинское умение. Это событие широко освещалось как в местных, так и центральных СМИ. Именно тогда-то Михалев и попал в кадр московского фотокора. Потом фотография с этих учений была опубликована на обложке одного из военных журналов. Спустя еще некоторое время Михалеву стали звонить друзья, знакомые и сокурсники по военному училищу. Его узнали! И не только на фотографии в журнале, но и, оказывается, на рекламных листовках.

Михалев обратился за правовой защитой в Хабаровский краевой комитет солдатских матерей. По словам его председателя Валентины Решеткиной, сейчас они помогают офицеру собрать доказательную базу для его иска к министерству обороны.

Как сообщила Решеткина, они обратились в правозащитные организации по всей России, чтобы выяснить: есть в их городах агитационные листовки с изображением Дмитрия Михалева?

- Из нескольких городов уже пришли ответы, - говорит председатель. - К примеру, правозащитный центр в Перми сообщил, что к ним приходил возмущенный контрактник с этой листовкой и заявил: "То, что там написано, это обман".

В чем же заключается эта неправда? Решеткина перечислила несколько пунктов, главный из которых: семейным контрактникам, как правило, не предоставляют жилье. Даже офицерам! Тому пример - сам Михалев.

Окончил Высшее военное артиллерийское училище в Екатеринбурге. Отслужил в армии четырнадцать лет. Два года назад попал под сокращение. Его не уволили из армии, а только вывели за штат воинской части, так как не смогли предоставить жилье. Уже два года он ждет квартиру. Уже два года он получает по семь тысяч рублей в месяц (его урезанное денежное содержание). На эти небольшие средства молодой офицер должен снимать жилье и содержать семью (жена - студентка, дочери шесть лет).

Мы поинтересовались: как истец докажет, что на рекламном фото именно он, а не человек, очень похожий на него? Оказалось, есть свидетели, которые были очевидцами того, что фотографировали именно Михалева, именно в тот момент и в той обстановке. Только тогда, напомним, у Михалева были капитанские погоны. Известны также фамилии других людей, которые изображены на этом рекламном проспекте.

комментарии

Олег Комаровский,

пресс-директор Института национального проекта "Общественный договор":

- Эта реклама связана с деятельностью минобороны и его отношениями со своими контрактниками.

Мне трудно судить, прав ли этот человек этически. Может быть, он использует этот скандал для того, чтобы решить свои личные вопросы, поменять перспективы. Но в одном он прав: свои права надо защищать. Если бы один из десяти тысяч россиян отстаивал свои права и предпринимал для этого активные действия, чиновники и крупные работодатели чаще бы оглядывались на закон. С точки зрения закона майор прав, потому что без его ведома и согласия никто не имеет права использовать его собственный образ. А объяснения по поводу того, кто он, рядовой или майор, на мой взгляд, немного притянуты за уши. Подчиненным, сослуживцам и родственникам, которые шутили над тем, что он разжалован до рядового, очень легко объяснить, почему использовано его лицо на рекламном щите. В претензиях к минобороны, по-моему, он прав: его руководство без выполнения самых элементарных этических принципов, занимаясь реализацией своих проектов, размещая обычную рекламу в интересах и потребностях минобороны, использовало его образ. А любой участник рекламного проекта, человек, озвучивающий рекламный слоган или представляющий свою внешность для реализации проекта, должен получить соответствующую компенсацию.