19.07.2007 03:00
    Поделиться

    За строительство нефтепровода "Восточная Сибирь - Тихий океан" ответит Сергей Нарышкин

    Ровно полтора года назад нефтяники просили премьер-министра Михаила Фрадкова предоставить им куратора. И если не самому стать во главе отрасли, то хотя бы назначить для этого одного из вице-премьеров, благо у Фрадкова их три.

    Однако премьеру понадобилось много времени для принятия решения. Зато вчера стало известно, что еще 25 июня такое решение было принято. Координатором по реализации проекта "Восточная Сибирь - Тихий океан" был назначен вице-премьер Сергей Нарышкин.

    Свою просьбу нефтяники объясняли тем, что если куратор не будет найден, они продолжат "блуждать" между министерствами и не смогут решать злободневные вопросы. Да Фрадков и сам признал, что координация действий министерств в сфере ТЭК "требует усиления". Правда, выделить для этой работы специального вице-премьера, как настаивали нефтяники и глава Росэнерго Сергей Оганесян, он отказался. В то же время отметил высокие профессиональные качества главы минпромэнерго Виктора Христенко и заявил, что готов оказывать министру поддержку в вопросе согласования действий чиновников.

    Однако после того как в мае этого года "Транснефть" обратилась к президенту Владимиру Путину с просьбой поднять статус проекта строительства ВСТО, чтобы он координировался на уровне не отдельных министерств, а правительства, на этот фронт бросили Сергея Нарышкина. А Виктор Христенко так и остался в ранге министра-исполнителя. Вице-премьер с момента своего назначения уже успел провести совещание, посвященное реализации ВСТО в промежутках между решением вопросов, связанных с СНГ.

    Сегодня кабинет министров увидит, какое решение предложат чиновники по наполнению строящегося нефтепровода и когда окончательно прояснится судьба второй очереди трубы, которая, как предполагалось, должна ориентироваться на страны Азиатско-Тихоокеанского региона.

    Нефтепровод "Восточная Сибирь - Тихий океан" - самый протяженный в России. Труба пройдет по семи регионам России, а длина от города Тайшет (Иркутская область) до бухты Козьмино в Приморье составит 4,77 тысячи километров. Прокладку трубопровода планируется завершить в 2012-2013 годах. Строительство ВСТО условно делится на два этапа. Первая очередь трубопроводной системы от Тайшета до Сковородино позволит перекачивать по 30 миллионов тонн нефти в год и должна быть запущена к 2008 году. На втором этапе строительства запланировано протянуть трубу до бухты Козьмино в Приморье. Вся система рассчитана на перекачку 80 миллионов тонн нефти ежегодно. В районе Сковородино (Амурская область) предполагается построить ответвление на китайский город Дацин, по которому будет перекачиваться 30 миллионов тонн нефти в год. Ориентировочная стоимость работ - около 400 миллиардов рублей.

    Однако главным вопросом по-прежнему остается ресурсная база для заполнения комплекса. Разработчики предполагали, что это будут месторождения Восточной Сибири. Причем месторождения в зоне трубопровода "Восточная Сибирь - Тихий океан" будут разрабатываться комплексно с учетом программы утилизации попутного газа. "В целях обеспечения заполнения трубопроводной системы и его функционирования в проектных объемах, а также повышения уровня комплексного использования извлекаемых запасов углеводородного сырья необходимо принять меры по недопущению утверждения технологических проектных решений и документации на промышленную разработку месторождений без сбора и использования попутного нефтяного газа", - говорится в материалах министерства промышленности и энергетики. Строительство объектов по использованию добываемого из нефтяного месторождения попутного газа должно осуществляться одновременно со строительством объектов по сбору и транспорту нефти, предусматриваемых проектной документацией на обустройство месторождений под промышленную разработку. В общем, все меры для заполнения первого этапа будут приняты не позднее декабря 2008 года - срока окончания строительства первого этапа. Впрочем, что касается наполняемости первого этапа нефтью, этот момент не вызывает сомнений у экспертов и чиновников. Чего нельзя сказать о втором этапе, сроки начала которого поставлены в зависимость от темпов геологоразведки в регионе. Правительственный источник "РГ" отметил, что минприроды для доведения объемов добычи нефти до 80 млн тонн к 2020 году подготовило "ряд действий". Однако пока отстает от плана финансирование геологоразведки. "Если в прошлом году за счет недропользователей геологоразведочные работы должны были провести на сумму 30 млрд руб., то по факту они вложили лишь 6,5 млрд", - отметил он. Федеральный бюджет вложит в этом году в геологоразведку в регионе 3,9 млрд рублей, а в 2008-м - 5 млрд. МПР уже разработало программу освоения Восточной Сибири и Якутии, в рамках которой предполагается создание четырех нефтедобывающих центров.

    Но ВСТО прежде всего - это диверсификация поставок российского сырья, чтобы снизить зависимость поставщиков и от колебаний спроса в Европе, и от капризов транзитеров. Правда, в этом смысле наиболее выгодна магистраль, оканчивающаяся в порту, которая может стать орудием поставщика. Учитывая, что "Роснефть" уже приступила к разработке технико-экономического обоснования строительства нового экспортно-ориентированного нефтеперерабатывающего завода на конце трубопроводной системы с мощностью к 2012 году до 10 млн тонн в год, не исключено, что второго этапа строительства ВСТО просто не будет. Рынок сбыта останется тем же, а сырьевая направленность страны, таким образом, сильно уменьшится.

    Правда, помимо этого существует еще одна проблема. Эксперты предупреждают, что новая труба может окупиться не раньше, чем через 15-20 лет и станет для нефтяных компаний тяжелым бременем, ведь в результате именно их обяжут платить повышенные сборы за прокачку для компенсации затрат "Транснефти".

    Поделиться