В воскресенье не стало замечательного мультипликатора Александра Татарского. Его заставка к передаче "Спокойной ночи, малыши!" идет уже двадцать пять лет. Примерно столько же лет шедевру "Пластилиновая ворона". А еще были "Падал прошлогодний снег", "Следствие ведут Колобки", "Крылья, ноги и хвосты", "Обратная сторона луны"... Почему взрослые любят мультфильмы не меньше детей? Потому что они возвращают их в детство. Или в то время, когда они были молодыми, а дети маленькими. В мир чистых и светлых сущностей.
Это интервью Александр Татарский дал "РГ" незадолго до того, как его не стало. Мы сидели в студии "Пилот" , которую он основал и где был художественным руководителем.
РГ/Научимся мы когда-нибудь делать такие мультфильмы, какие делает DreamWorks Animation или Disney — "Алладин", "Король Лев", "Мадагаскар", "Шрэк"?
Татарский/ Я вам нахально скажу: если нас поменять местами, то мы с моим генеральным директором и людьми, которые у нас работают, там все сделали бы при гораздо меньших деньгах. А они здесь с их большими деньгами не сделали бы ничего. Вы должны понимать, что вся мультипликация российская, вся — учебная, студенческая, студия "Пилот" с "Горой самоцветов" — это всего лишь треть от бюджета одного "Шрэка". Как мы можем с ними соревноваться? Но при чудовищном отставании в деньгах его почти нет в квалификации, в мозгах. Почти — это нехватка опыта, поскольку мы не делали такие сложные фильмы, какие делают там. А художники у нас первоклассные.
РГ/ Ваша карьера началась с московской Олимпиады, когда на телевидении надо было сделать заставки для спортивных передач, но они никак не получались. А вы пришли и нагло сказали: "Да я одной левой это сделаю".
Татарский/Они не знали, как надо делать, а я знал. Я аналитик. Таких людей мало в мультипликации. А наглость была в другом. Меня пригласили в Москву в том числе из-за писателя Эдуарда Успенского, который хотел сделать заставку к "Спокойной ночи, малыши!" Я почитал сценарий и сказал, что делать его не буду, потому что он мне не нравится. И нагло сделал свой сценарий к заставке. Которая идет уже двадцать пять лет.
РГ/ Какие ваши самые любимые фильмы из старой советской мультипликации?
Татарский/ Если говорить ближе к нам, то почти все фильмы Хитрука мне очень нравятся, Назарова, Норштейна, раннего Петрова, два фильма моего ученика Кости Бронзита, несколько очень хороших сказок из "Горы самоцветов"… Из старых — "Снежная королева", "Заколдованный мальчик", "Нильс и гуси", "Серая шейка", это все конкурентоспособные фильмы. Если бы "Союзмультфильм" продолжал развиваться по этому пути и дальше, мы были бы сейчас впереди планеты всей. А мы пошли по профсоюзному пути — вместо того, чтобы делать несколько полнометражных фильмов с сильными режиссерами, стали делать много маленьких, чтобы работа была у всех членов профсоюза. Вместо качества погнались за количеством. Норштейн, сделав фильм, становился в очередь, чтобы ему дали возможность делать фильм после какого-то там члена профсоюза.
РГ/ Вы так горячо всегда высказываетесь за всю мультипликацию…
Татарский/ Ну и что? Высказываюсь, потому что близко к сердцу принимаю. Мультфильмы формируют в ребенке вкус. Политики думают, что вкус — это когда Герман Греф носит сиреневый галстук с зеленой рубашкой. Но это уже последствия вкуса. А сам вкус — эта гармония.
Полностью интервью читайте в завтрашнем номере "РГ"