Валентин Шутов, с которым корреспонденты "РГ" стояли в очереди в кассу на Курском вокзале, пожаловался нам: "Несмотря на то что билеты начинают продаваться за 45 суток, купить их практически невозможно даже в первый день, они исчезают прямо на глазах, и электронные табло показывают, что ни одного плацкартного билета на поезд нет!" Николай Н. рассказал другую историю: "Когда собирался с друзьями в Сочи, мы пришли на вокзал к семи утра, чтобы быть в числе первых, когда начнется продажа. Через час люди начали суетиться: чей кассир придет первым, как в лотерее. Ведь когда пытаешься взять билет, особенно обратный, каждая минута дорога. Когда очередь дошла до меня, пришлось довольствоваться боковыми местами около туалета".
Задача упрощается только в случае, если потенциальный отдыхающий готов выложить за купе или вагон-СВ не менее 400-600 долларов в оба конца. Но за такие деньги проще съездить за границу. А плацкарта за 1300-1600 рублей до Адлера, Сочи, Краснодара, Новороссийска или Анапы уходит влет.
Корреспонденты "РГ" провели эксперимент. Пришли на вокзал, чтобы урвать дешевый плацкартный билетик за 45 суток, когда только начинается их продажа. Тем не менее на электронных табло горела надпись: билетов нет. В наличии остались только купе и СВ. За время подготовки материала билеты появились один-единственный раз. В справочном бюро Белорусского вокзала нас заверили, что их достаточно много. Ведь только, например, до Адлера и Сочи из Москвы ежедневно отправляется 8-9 поездов и столько же обратно. Но уже утром ни одного билета в продаже не было. Появляются билеты иногда на то или иное число и тогда, когда к поездам прикрепляют дополнительные вагоны.
Но здесь важно не упустить момент: либо висеть на телефоне, либо ежедневно ездить на вокзалы. Занятие для самых терпеливых. У многих же, мечтающих провести отпуск на российском юге, нервы сдают быстро, и они покупают билеты на самолет. Но цены на внутренние авиаперелеты кусаются еще больше. К примеру, двухчасовое путешествие на борту авиалайнера "Аэрофлота" из Москвы в Сочи обойдется от 7 до 11 тысяч рублей. Немного можно сэкономить, лишь если брать билет сразу в оба конца.
В пресс-службе ОАО "РЖД" корреспондентам "РГ" посоветовали не искать проблему там, где ее нет. "Спрос на плацкарту всегда высокий, поэтому мы назначаем дополнительные низкобюджетные поезда, прицепляем к фирменным дополнительные вагоны, - сообщила зам. руководителя пресс-службы Елена Кулакова. - Что же касается возможности покупки обратных билетов с юга, то в Москве этого лучше не делать. Приедет человек на место, пусть сразу же заходит на железнодорожный вокзал и приобретает проездной документ на обратную дорогу". Не рискнув воспользоваться данным советом на веру, решили сначала все-таки позвонить на железнодорожный вокзал города Сочи и узнать: нельзя ли заранее заказать два билета до Москвы на 26-27 августа и через несколько дней выкупить их. "Остались только купейные, цена - около 3 тысяч рублей, в наличии всего по 8-10 мест в каждом из восьми поездов, ежедневно отправляющихся из Сочи и Адлера, - ответили нам. - Поторопитесь, и эти раскупят". - "А плацкарты нет?" - "Ну что вы, плацкарту раскупили сразу же - 13-14 июля. Конец августа - самая для нас жаркая пора: люди возвращаются с отдыха, дети - с каникул, многие местные едут на сезонные заработки в Москву".
Куда же испаряются с молниеносной скоростью недорогие билеты? Корреспонденты "РГ" в конце концов нашли ответ и на этот актуальный для многих москвичей вопрос. Уходят билеты, оказывается, в многочисленные железнодорожные агентства, посреднические фирмы, существующие в основном в Интернете, туркомпании. Это в советские времена возмущенная толпа жаждущих "упасть" на пляже граждан атаковала железнодорожные кассы и разбивалась о вывеску "билетов нет", как о волнорез. Ажиотаж тогда создавали спекулянты, которые могучими кучками толпились у вокзальных касс, водили "дружбу" со всеми билетершами и продавали билетики по завышенной в несколько раз цене.
Сегодня "черный" рынок билетов стал более цивилизованным, спекулянтов сменили реальные и виртуальные посредники, которые берут за свои услуги гораздо скромнее - 200-300 рублей. В УВД на железнодорожном транспорте подтвердили, что и в самом деле обычных спекулянтов на вокзалах давно нет, но билеты на особо популярные у народа направления как перепродавали, так и перепродают. Правда, другими способами, привлечь к ответственности за которые невозможно. Так что на открытый рынок попадают лишь остатки того, что каким-то чудом не успели раскупить.
Дело в том, что обилетиться без проблем в наши дни могут фактически только юридические лица (организации, турфирмы). Чтобы проверить этот вывод, корреспонденты "РГ" позвонили в центральный офис социального партнера ОАО "РЖД" - компании "УФС" (универсальной финансовой системы), представившись частной фирмой. Менеджер вежливо объяснил, что, заключив договор с компанией, мы автоматически получим логин и пароль и сможем на правах кассира получить доступ к системе, заказывая столько билетов, сколько нужно, не сходя со своего места. Достаточно забить необходимые данные, как электронный документ готов. Остается выбрать вокзал, где его напечатают уже в бумажном варианте, и в удобное время заехать выкупить билет. "Так мы сможем обеспечить местами не только наших сотрудников, но и всех друзей и знакомых?" - удивились мы. "Конечно, - обрадованно заверил голос в телефонной трубке. - По нашим наблюдениям, кассы открываются, как правило, в 9.30-10.00, а вы уже в 8.00, сидя за чашечкой кофе, будете штамповать билеты". "Признайтесь честно, это ваше ноу-хау?" - поинтересовались мы. Оказывается, есть еще одна такая умная фирма, но она печатает билеты только на одном вокзале, а стойки той, с которой мы вели переговоры, установлены на всех вокзалах, кроме Рижского, Савеловского и Ярославского. Единственное условие для пассажиров у этих привилегированных скупщиков железнодорожных билетов состоит в том, что минимальная цена покупки должна быть не меньше трех тысяч рублей. Собственно говоря, это как раз примерная стоимость двух плацкартных мест на юг. Сама же услуга обходится, как уже упоминалось, в среднем в 200 рублей. Таким образом, заняться бизнесом по продаже железнодорожных билетов может практически каждый желающий. Но для этого нужно быть юридическим лицом, грубо говоря, конторой, а не жаждущим отдыха москвичом. Можно даже строить "точку" у себя в офисе - и штампуй билеты на здоровье.
По словам адвоката Московской областной коллегии адвокатов Светланы Тихомировой, существует постановление правительства РФ от 2 марта 2005 года в редакции 2006 года "Об утверждении правил оказания услуг по перевозкам на железнодорожном транспорте пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности". В главе "Общие положения" правил в пункте 2 сказано, что "при оказании услуг всем пользователям предоставляются одинаковые условия обслуживания и оплаты оказанных услуг". Это означает, что все потребители в своих правах равны, и один равнее другого быть не может. На практике же, как корреспонденты "РГ" убедились, происходит все с точностью до наоборот.
Позвонив в Московское железнодорожное агентство, мы выяснили, что у юрлиц есть и другое преимущество: заключив договор с железнодорожниками, они могут подавать заявку на приобретение билетов для группы людей за 60 суток, а не за 45, как это делают простые смертные. Нас заверили, что билеты в этом случае будут гарантированы, и убедили, что за два месяца вперед мы уже будем знать номер вагона и места. А забрать билеты из кассы можно, как и положено, за 45 суток. Для остальных же граждан, решивших отдохнуть на юге без групповухи, когда начнется продажа, информационная система покажет, что билетов на эти места уже нет. И здесь билет окажется дороже примерно на те же две сотни рублей. 70 рублей стоит сама дополнительная услуга плюс заявочный сбор - 125 рублей 40 копеек со взрослого человека и 31 рубль 40 копеек - с ребенка.
В общем, пока граждане томятся в очередях и вынуждены переносить отпуска из-за не купленного вовремя билета, юрлица спокойно могут забронировать хоть целый поезд. Между тем в 2003 году нижегородец Александр Блинов обратился в Верховный суд с заявлением о признании незаконным пункт 8 "Правил перевозки пассажиров". По его мнению, он ущемлял права тех, кто путешествует самостоятельно, а не по путевкам. Одни могли купить билеты только за 45 суток, тогда как юридические лица могли сделать это за 60 суток. И 19 мая 2003 года Верховный суд согласился с тем, что Блинов прав, и признал этот пункт недействительным, так как он противоречит пункту 1 ст. 426 Гражданского кодекса РФ и нарушает права индивидуальных потребителей на заключение договора перевозки. После чего министерство путей сообщения внесло изменения, и теперь и юридическим, и физическим лицам билеты должны продаваться не раньше чем за 45 дней.
По сути же ничего не изменилось. Разве что прежнее право на покупку билетов за 60 дней теперь назвали групповой заявкой. Вот и вся разница.
Справка "РГ"
По данным МЖД, на максимальный "пик" перевозок (первая декада августа) будет задействовано 167 составов Московской региональной дирекции по обслуживанию пассажиров, что на 5 больше, чем в 2006 году. Всего в южном направлении летом-2007 пущено 3240 поездов.
За три летних месяца МЖД запланировала перевезти 10,5 миллиона пассажиров. Это почти на 4 процента больше, чем в прошлом году.
На столичных вокзалах и в Московском железнодорожном агентстве открыты около 300 дополнительных билетных касс для продажи билетов на поезда дальнего следования.