"Вынужден разочаровать представителей СМИ, - сказал Юрий Михайлович, обращаясь к прессе. - Никакого давления, никаких рекомендаций ни со стороны главы государства, ни со стороны администрации президента или администрации Центрального федерального округа не было. Мне предоставили полную возможность сформировать команду правительства Москвы совершенно самостоятельно, что я и сделал, руководствуясь двумя основными принципами: деловые качества и чистоплотность".
Что из этого получилось? Напомню: после инаугурации Юрия Лужкова в пятый раз мэром Москвы, команда с Тверской, 13, в полном составе была отправлена в отставку. Вот уже две недели по вторникам, в день заседаний городского правительства, в креслах министров заседают их дублеры - студенты московских вузов. Настоящие главы департаментов и заместители мэра, став на время формирования правительства исполняющими обязанности, отправились большей частью в отпуска. Как признался корреспонденту "РГ" один из чиновников, жить в ожидании своей участи - оставят или отставят - занятие не для слабонервных. Поэтому кое-кто попытался скрасить это время на теплом берегу синего моря, как это сделал, например, первый заместитель мэра, глава комплекса городского хозяйства Петр Николаевич Аксенов. Но услышав тревожные вести из Москвы, быстро вернулся в столицу, отправившись прямо из аэропорта на Тверскую, 13. Однако к мэру ему удалось попасть не сразу. А когда попал - разговор, как рассказали корреспонденту "РГ", оказался непростым и шел полтора часа. Вышел Петр Николаевич из кабинета Лужкова с лицом еще более грустным, чем оно было у него, как заметили многие, еще во время инаугурации.
Что было поставлено в вину Аксенову, остается только догадываться. Дороги и минувшей, и предыдущей зимой в столице чистили так, что "Гардиан таймс" ставила Москву в пример лондонским чиновникам. Без тепла и света москвичи тоже не сидели, несмотря на дефицит электроэнергии в городе. Впрочем, в таком мегаполисе, как Москва, да в таком сложнейшем хозяйстве, как ЖКХ, дыр всегда найдется немало. Те же ТСЖ, которые создаются чрезвычайно медленно, или капитальный ремонт жилья, с которым город хронически отстает. Но в одной ли это Москве?
Тем не менее в субботу Юрий Лужков уже публично объявил решение об отставке Аксенова. Впрочем, без работы, причем "серьезной, но уже не на таком уровне", заверил мэр, Петр Николаевич не останется. Тут же мэр назвал и его преемника: Петра Бирюкова, префекта Южного административного округа. Что любопытно: Аксенов в свое время пришел тоже из Южного округа и Бирюков тогда был у него замом. Сейчас Лужков возлагает надежды в управлении городским хозяйством именно на него: "Очень сильный эффективный руководитель", - характеризовал он его.
Вторая громкая отставка в высшем московском звене - еще одного заместителя мэра Иосифа Николаевича Орджоникидзе. Эксперты объясняют ее значительно сузившимся кругом полномочий Орджоникидзе. Во-первых, игорный бизнес, который он курировал и с которым столько боролся, скоро будет совсем выведен из столицы теперь уже в соответствии с федеральным законодательством.
Расформированы и подчинявшийся ему комитет внешнеэкономической деятельности - малая толика, которая останется от него, вольется в департамент международных отношений, а также валютно-финансовая инспекция. Впрочем, другую работу обещает мэр и Орджоникидзе, но уже не на уровне зама, но "Иосиф Николаевич пока определяется".
Еще один первый заместитель мэра, глава стройкомплекса Владимир Ресин, которому активнее всех предрекали отставку, переназначен и уже успел дать свою первую пресс-конференцию, посвященную ликвидации в городе точечной застройки. Не ушел ни в правительство РФ, ни в губернаторы Рязанской или Ярославской областей вопреки прогнозам журналистов и Юрий Росляк - будучи по-прежнему первым замом, он остался во главе комплекса экономического развития города. Переназначены на свои прежние должности и еще два первых заместителя мэра - Людмила Швецова, руководитель комплекса социальной сферы, и Виктор Коробченко - глава аппарата мэра и правительства Москвы в ранге первого заместителя премьера Москвы.
Основным новшеством в структурной перестройке стало возвращение пятого комплекса земельно-имущественных отношений. Несколько лет назад он был расформирован из-за немалого количества претензий к возглавлявшему его Олегу Толкачеву, ушедшему представителем Москвы в Совет Федерации. В результате два департамента - земельных и имущественных отношений тогда стали составной частью комплекса экономического развития и попали под начало Юрия Росляка. Сейчас, учитывая важность такой дорогой и дефицитной земли в Москве, а также множество имущественных проблем - вроде аренды зданий, управления пакетами акций города в множестве ОАО, комплекс решили создать заново. Возглавит его, объявил Лужков, Владимир Силкин - глава департамента имущества, став одновременно замом мэра. Еще два заместителя мэра - Валерий Виноградов и Анатолий Петров сохранили свои посты.
Обновление на уровне префектур, главы которых имеют ранг министров правительства Москвы, оказалось значительно скромнее предсказываемого: поменялось всего два префекта из десяти. Отправлен в отставку Владимир Объедков - префект Северного округа, вернее, как уточнил Лужков, "по мягкому варианту - не переназначен на свою должность". Но это не помешало мэру прямо заявить: "Я не доволен его работой, он и прежде получал немало замечаний". Замена же Объедкова любопытна: на его место назначен человек не только не из городской структуры управления, но даже не москвич. 49-летний Юрий Хардиков до сих пор работал во главе "Краснодарэнерго", зарекомендовал себя, по словам Лужкова, сильным руководителем, и как обмолвился Юрий Михайлович, умением постоять за свою позицию в конфликте с руководством РАО ЕЭС.
На вопрос, кто займет пост префекта Южного округа взамен ушедшего на повышение Бирюкова, Лужков ответил, что это пока секрет. Так же ушел он от прямого ответа и по поводу возможных перемен в руководстве 43 департаментов и комитетов правительства Москвы. Зато с удовольствием поделился о введении по опыту Сингапура на этом уровне исполнительной власти нового института советников - наставников, на звание которых могут претендовать руководители департаментов, работающие безукоризненно, но из-за возраста уже не успевающие за требованиями времени. "Расставаться с такими руководителями тяжело и опасно, - объяснил Лужков. - Ведь эти люди имеют громадный опыт работы, он может пригодиться молодым кадрам, подготовке которых сейчас такое внимание уделяет правительство Москвы". И еще раз подчеркнул: "Правительство дублеров - это не игра, а как раз тот новый слой работоспособного аппарата, который мы сегодня готовим".
По словам мэра, большая чистка и обновление ждет и самое низшее звено в структуре управления городом - 124 районных управы. Уже известно, что 12 глав райуправ будут заменены, но вполне возможно, что и больше, так как проверка на компетентность и чистоплотность продолжается. В основном же, по данным "РГ", формирование правительства Москвы должно завершиться к ближайшей среде, 25 июля, так как именно на этот день назначено внеочередное заседание правительства как раз по кадровому вопросу.
Юрий Лужков, мэр Москвы:
- В ходе формирования правительства Москвы произошло достаточно солидное обновление и чистка аппарата за счет упрощения, сокращения, а также уточнения функций разных звеньев. В итоге аппарат сократится процентов на 10, но в целом штабная линейная структура управления таким мегаполисом, как Москва, я считаю, выдержала проверку временем, и мы ее будем совершенствовать.
Важное значение в городе сейчас придается развитию системы "одного окна". Это наша административная реформа. Это "окно" должно располагаться в шаговой доступности от москвичей, чтобы все вопросы - оформление пенсий, детских пособий, паспортов и так далее - они могли решить в одном месте.
Кроме того, будет развиваться конкурсное начало в управлении городом. Закупка лекарств, антигололедных реагентов, оборудования для школ и больниц - все идет через аукционы и тендеры. Это лучшая защита от коррупции и других злоупотреблений.
Владимир Силкин, заместитель мэра:
- Перед комплексом земельно-имущественных отношений, на мой взгляд, сейчас стоят две главные задачи. Первая - это, с одной стороны, сделать прозрачным предоставление земли кому бы то ни было и привлечение инвесторов. Вторая - чтобы инвесторам в Москве работалось комфортно.