24.07.2007 12:00
    Рубрика:

    Общественная палата: право граждан знать о действиях власти – первичное право

    Эксперты единогласно отметили, что в последние годы наблюдается тенденция отдаления власти от общества: важные решения принимаются закрытым способом, отсутствует практика обсуждения острых тем с представителями общественности. "Единственное, что выводит власть на коммуникативный интерес – это выборы, которых, впрочем, становится все меньше", - говорит президент Фонда защиты гласности Алексей Симонов. По его мнению, чиновники не только отказываются делиться информацией, но и не желают ничего знать об обществе: "Мы с властью живем в двух разных государствах. Причем у меня складывается ощущение, что чиновники мало и неуверенно знают о том, в какой стране живем мы с вами".

    Несмотря на очевидные дефекты в коммуникативной цепочке между властью и обществом, в России до сих пор отсутствует закон о праве на информацию. Профессор Государственного университета - Высшей школы экономики Иосиф Дзялошинский отмечает, что "без подобного закона  гражданин попросту не может требовать доступа к информации".

    По мнению участников обсуждения, сделать власть открытой – решить только часть проблемы, ведь общественные организации являются лишь связующим звеном между государством и гражданами. Следовательно, НКО нуждаются в каналах коммуникации и с последними. В этом направлении у общественников также возникают серьезные трудности. Дзялошинский констатировал, что "сегодня ни одно СМИ не соблюдает закон "О социальной рекламе". Более того, исследовав контент крупных телеканалов и печатных изданий, профессор пришел к выводу, что "СМИ работают против гражданского общества. Единственная газета, которая употребляет этот термин, называется "Советская Россия", но и она упоминает о гражданском обществе в негативном контексте".

    Корень проблемы можно отыскать в результатах другого исследования, проведенного в Высшей школе экономики. Ученые выяснили, что большинство региональных журналистов характеризуют российские НКО как слабые, сервильные, ориентированные на выгоду. Неудивительно, что лишь менее 30% опрошенных акул пера считают необходимым освещать деятельность общественников.

    "Мы должны доказать СМИ, что им выгоднее общаться с обществом, чем не общаться. Их руководители рано или поздно должны заметить, что обратная связь с активной аудиторией повышает рейтинги", - предложила выход профессор факультета журналистики МГУ Ирина Фомичева. Развивает мысль московской коллеги директор Томского института информационных технологий Ирина Жилавская. По ее мнению, доля контента, посвященного гражданскому обществу, существенно возрастет лишь в том случае, если СМИ станут действительно коммерческими структурами, а не будут находиться в собственности у "большого хозяина" как инструмент.

    Подробности читайте на сайте Общественной палаты РФ