Новости

По данным Национальной ассоциации участников электронной торговли (НАУЭТ), объем электронных госзакупок в первом полугодии 2007 года составил 38,3 миллиарда рублей.

По информации опубликованного недавно отчета НАУЭТ, объем госзаказа, выставленного на электронные торги в первом полугодии 2007 года, составил 38,3 миллиарда рублей, что на 25 процентов больше аналогичного показателя прошлого года. Следовательно, уже более 5 процентов государственного заказа размещается на открытых конкурентных процедурах в сети Интернет. По этому показателю Россия в два раза обгоняет такие страны, как Норвегия, Швеция и Дания, традиционно считавшиеся лидерами в области внедрения перспективных практик госуправления.

В уходящую ныне ельцинскую эпоху среди промышленно развитых стран Запада было принято указывать России на ее промышленное и технологическое отставание, ставя ее в один ряд с развивающимися странами Африки и Латинской Америки. При этом данная позиция встречала горячую поддержку в российском обществе. Однако ситуация значительно изменилась за последние несколько лет. И дело даже не в том, что рост мировых цен на энергоносители значительно укрепил финансовое положение страны. Суть происходящих процессов надо искать в том, что начали приносить результаты многие институциональные изменения, заложенные как в законодательстве, так и в структурах исполнительной власти. Наиболее яркой иллюстрацией в этом плане является ситуация в сфере государственных закупок.

В 2006 году государством было закуплено товаров и услуг на общую сумму свыше 2 триллионов рублей. При этом уже в 2006 году вступил в силу ряд законодательных актов, направленных на повышение прозрачности и эффективности размещения госзаказа. В частности, экономический эффект от принятия 94-ФЗ эксперты рынка оценивают в 100-120 миллиардов сэкономленных бюджетных средств. Принципиальная особенность действующего законодательства заключается практически в полном отказе от закрытых процедур размещения заказа. К 2008 году планируется перевести до 98 процентов всех закупок на открытые конкурсные процедуры. При этом государство в лице минэкономразвития, ФАС и Счетной палаты начало активно поддерживать инновационные методы размещения заказа - такие, как электронные торги.

Электронные торги в госзакупках уже успели доказать свою эффективность. По статистике профессиональной ассоциации участников рынка электронной торговли НАУЭТ, экономия от использования этой технологии в закупках составляет от 10 до 17 процентов от объема бюджета. По словам президента НАУЭТ Александра Киселева, в масштабах страны это может составить 230 миллиардов рублей.

Европейские страны, однако, не спешат отказываться от закрытых конкурсных процедур и тем более выводить свои закупки в Интернет. Европейское законодательство в области госзакупок также оставляет множество возможностей для коррупции. Ни специальные директивы Европейского союза, ни национальное законодательство ведущих европейских стран не содержат в себе столь необходимых механизмов профилактики и пресечения коррупции в области госзакупок. Несмотря на инертность государственного аппарата, Россия опередила западные страны по уровню использования современных технологий в управлении государственным заказом. С принятием закона 94-ФЗ Россия вышла в лидеры по качеству законодательства в области госзакупок. Размещение госзаказов на электронных аукционах - это наиболее яркий пример прогрессивного характера российской системы госзакупок.

Таким образом, уже на данный момент существующие достижения позволяют России уверенно чувствовать себя в международных политических спорах и предлагать достойный ответ на нападки зарубежных критиков.