Судя по всему, конституционное собрание Евросоюза с самого начала настроилось на рабочий лад. Всего полчаса ушло на торжественное открытие форума под председательством главы Еврокомиссии Жозе Мануэла Дурана Баррозу.
После чего началась детальная работа над текстом будущей Хартии Европы. Так предположительно будет называться новый основной договор ЕС, который придет на смену Договору Ниццы от 2001 года, который еще совсем недавно называли Евроконституцией.
Но сегодня слово "конституция" отпугивает Европу, где видят в этой идее проект создания некоего "сверхгосударства".
Конституционная комиссия будет работать ближайшие два месяца с небольшими перерывами. Как известно, на последнем, июньском саммите ЕС лидеры 27 стран Союза, несмотря на сопротивление Польши, договорились по главным, принципиальным вопросам, относящимся к Европейской Хартии. Согласно этому базовому документу с рабочим названием "Договор о реформах ЕС" Евросоюз получит полноправного президента.
В новом тексте Хартии не упоминаются общие флаг и гимн Европейского сообщества, чтобы не отпугивать "евроскептиков"
В проекте Хартии предполагалось создание должности министра иностранных дел, но по требованию Великобритании этот пост переименовали в "верховного представителя Евросоюза по внешней политике". По договору в будущем расширится компетенция Европарламента. По требованию Франции из Хартии выпало упоминание о свободной конкуренции, что позволит европейским странам защищать интересы национальных компаний.
В новом тексте не упоминаются общие флаг и гимн ЕС, чтобы не отпугивать "евроскептиков". Но флаг и гимн, по некоторым данным, могут вернуться в Хартию. Решено также не проводить общенародных референдумов и доверить утверждение документа национальным парламентам - шаг, который резко повышает шансы мини-конституции на утверждение.
По настоянию Польши отложен, как минимум до 2014 года, переход на новую, основанную на принципе "двойного большинства" систему голосования в Совете министров ЕС. По этому принципу более весомыми станут голоса стран с большим населением. Варшава до последнего выступала против принципа "двойного большинства", грозя заблокировать обсуждение Хартии. Лишь ценой неимоверных усилий канцлеру германии Ангеле Меркель удалось "уломать" поляков. В дальнейшем право вето для отдельных стран ЕС будет ограничено "важнейшими вопросами", круг которых пока не определен.
Определить круг этих "важнейших вопросов" - лишь одна из многих нелегких задач конституционной комиссии ЕС. Недаром говорят, что "черт кроется в деталях", а таких деталей, которые могут не устраивать "евроскептиков" из числа поляков, чехов, датчан или британцев, множество. Варшава уже заявила о готовности пересмотреть брюссельские договоренности, под которыми стоит подпись президента Леха Качиньского. Правда, Лиссабон, который сейчас председательствует в ЕС, обещал, что не допустит "пересмотра истории".
Кроме того, Польша сейчас ссылается на некие устные гарантии, которые во время "уговоров" в Брюсселе им якобы дал президент Франции Николя Саркози. В частности, речь идет о так называемой "иоанинской формуле", которая возникла в начале 1980-х годов, во времена приема Греции в состав ЕС. Эта формула автоматически дает двухлетнюю отсрочку по обязательному выполнению тех или иных решений Евросоюза тем странам, которые не смогли создать блокирующее меньшинство. Французы же говорят, что во время закулисных переговоров в Брюсселе не звучало ничего такого, что противоречило утвержденному мандату саммита.
Одним словом, все говорит о том, что работа конституционного собрания Евросоюза не станет легкой. Можно ждать сюрпризов и от англичан, которые тоже немало "поработали" над базовым вариантом договора в своих интересах. Многие наблюдатели опасаются, что компромиссы, которые неизбежно будут заложены в основной документ Евросоюза, сделают новую Хартию малоэффективной.