24.07.2007 03:26
    Поделиться

    "Ромашки" вросли в воронежский грунт

    Чиновники по-прежнему проигрывают в схватке с "однорукими бандитами"
    Скоро будет уже месяц, как уличные игровые автоматы должны были бы исчезнуть долой с глаз воронежцев. Однако долгожданного избавления от "одноруких бандитов" не произошло: люди пишут жалобы в разные инстанции и не могут понять, по каким таким загадочным причинам в Воронеже не исполняется федеральный закон? 

    На этот же вопрос пытались найти ответ и на очередном заседании консультативного совета по предпринимательству при областной Думе, где собрались не только депутаты, но и сотрудники обладминистрации, мэрии, представители правоохранительных и контролирующих органов.

    Подозрительная неприкосновенность

    Напомним, что, согласно федеральному закону о госрегулировании деятельности и проведении азартных игр, вступившем в силу с начала этого года, с 1 июля продолжить свою работу могли игорные заведения, соответствующие ряду требований: в частности, зарегистрированные в качестве юрлица, имеющие активы не менее 600 миллионов рублей и выдерживающие стандарты по площади (для казино - не менее 800 квадратных метров, для зала игровых автоматов - 100). Причем речь идет только о заведениях, расположенных в капитальных строениях, - "ромашки" же, обосновавшиеся на улицах города, должны быть "вырваны с корнем". Однако на дворе уже 24 июля, а уличные автоматы, игровые павильоны как обчищали карманы воронежцев, так и продолжают заниматься этим сверхвыгодным делом. Сколько именно таких объектов "вне закона" сегодня находится на территории Воронежа, сказать не берется никто. Депутаты областной Думы, разделившись на группы, проехали по городу и насчитали около 200 нелегальных точек. Некоторые из них находятся в магазинах - например, в торговых залах сети "Центрторга" до сих пор стоят "столбики" "Счастливое число". Трудно предположить, что руководство крупнейшей розничной сети ничего об этих автоматах не знает. В конце концов, не мужичок же какой-то зашел в магазин за пакетом молока и случайно забыл здесь аппарат?..

    Одним словом, нелегальный игорный бизнес в Воронеже живет своей полноценной жизнью - так, как будто ему никакой закон не писан.

    "Бесхозная" проблема

    Надо сказать, что еще недели три назад журналисты, обеспокоенные тем, что реализация 244-го закона "пробуксовывает", обратились за разъяснениями в прокуратуру: кто же здесь "главный" исполнитель? Был получен исчерпывающий ответ: "Контроль за соблюдением организаторами азартных игр требований федерального закона осуществляется уполномоченным правительством РФ федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, то есть районными налоговыми инспекциями".

    На консультативном совете "расследование" на тему, кто за что отвечает, как раз и начали с фискальных органов. Из выступления заместителя руководителя воронежского управления ФНС Светланы Тыняной стало понятно, что налоговая служба действительно выявляет факты нелегального ведения бизнеса, а далее передает информацию в правоохранительные органы и в органы местного самоуправления, поскольку не может предъявить фискальные санкции к бизнесу абсолютно незаконному. В свою очередь замначальника управления развития потребительского рынка Валентина Тонких заявила, что в мэрии также прекрасно осведомлены о "дислокации" уличных автоматов и тоже пишут письма налоговиками и в милицию: "Никаких контролирующих полномочий у нас нет. Мы направили в налоговую службу список нелегальных объектов, и нам ответили, что так как они не состоят на налоговом учете, то никаких мер к ним принять не могут". В правоохранительных органах тоже теряются в догадках относительно собственных эффективных действий по изгнанию "одноруких бандитов". Нелегально работающая "ромашка" - это фактически незаконная предпринимательская деятельность, но возбудить дело по этой статье милиция не может, поскольку один из квалифицирующих признаков здесь - ущерб в 200 тысяч рублей, который, по словам руководителя управления по налоговым преступления воронежского ГУВД Андрея Михайлова, практически невозможно доказать: "Таким образом, дело из уголовной плоскости попадает в административную. В девяноста процентах случаев не удается установить владельца автоматов. Здесь и начинаются проблемы. Нужно определить, кто должен обращаться в суд для признания имущества "бесхозяйным", чтобы его потом можно было конфисковать".

    Конфисковать же нелегальный автомат "просто так" стражи порядка опасаются. Поскольку на сей счет имеется поучительный опыт: апрельская кампания по демонтажу "ромашек" (половина которых и в лучшие для игорного бизнеса времена работала без каких-либо правоустанавливающих документов) закончилась возбуждением прокуратурой уголовного дела по статье 330 УК РФ "Самоуправство". Кстати сказать, тот "образцово-показательный" демонтаж проводила межведомственная комиссия, состоящая из представителей разных ветвей власти и сотрудников контролирующих органов. В вину "демонтажникам" (хотя фигурантов по делу нет) вменили, в частности, нарушение статьи 35-й Конституции РФ: "никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда". Помнится, после этого случая пишущая братия всерьез обсуждала вопрос: а что если без "лишней бюрократии" поставить, к примеру, биотуалет посреди главной городской площади и оказывать платные услуги нуждающимся? Эта конструкция тоже имела бы "иммунитет"?..

    Непонятно, с чего бы это вдруг такая избирательность: почему в Воронеже защищают гражданские права нарушителей федерального законодательства и в то же время расписываются в собственном бессилии, когда последних нужно привлечь к ответственности?

    Надо сказать, что позиция главного надзирающего органа и на этот раз произвела неизгладимое впечатление. Старший помощник прокурора области по взаимодействию с представительными и исполнительными органами власти Дмитрий Михайлов проявил чудеса дипломатии: да, есть определенные проблемы с реализацией закона, но неправильно было бы огульно предъявлять претензии к налоговикам, милиции или местному самоуправлению. Проблему надо решать сообща. "К тому же, - подытожил помощник прокурора, - это не единственный случай, когда действующее законодательство не позволяет его эффективно применять".

    Однако, как справедливо заметил зампредседателя думского комитета по собственности и приватизации Илья Ерихонов, в соседних областях смогли навести порядок, а в воронежском регионе власть и силовые структуры оказались самыми беззубыми: "Почему прокуратура, на которую возложена функция по надзору за соблюдением федерального законодательства, не использует свои полномочия? И время подготовиться было - ведь еще полгода назад все знали о том, что с 1 июля автоматы должны исчезнуть с городских улиц".

    По завершении этой бурной дискуссии было принято "конструктивное" решение - собраться более узким кругом (в нынешний вторник) и еще раз обсудить меру компетенции каждой из структур в борьбе с автоматами-нелегалами.

    Место под солнцем

    Как заметил один из народных избранников, если бы на консультативном совете присутствовал какой-нибудь владелец "ромашек", то, учитывая творящуюся в умах сумятицу, а также тот факт, что каждая структура норовит переложить ответственность на другую, логичным его действием было бы незамедлительно распорядиться об установке в городе еще 25-30 автоматов. Депутат, можно сказать, оказался провидцем: в тот же день на одной из остановок общественного транспорта в Северном районе действительно устанавливали и тестировали очередную "ромашку".

    А буквально в двухстах метрах от здания Думы, где заседал консультативный совет, корреспондент "РГ" обнаружил еще одну "ромашку" с многообещающей табличкой "выигрыш выдается вручную". Честно говоря, очень жаль стало того, кто этот выигрыш выдает: сидеть целый день на площади в треть квадратного метра в монолитной железной будке на 35-ти градусном солнцепеке да еще под облучением нескольких компьютеров - это испытание не каждый выдержит.

    комментарий

    Михаил Чубирко, руководитель воронежского управления Роспотребнадзора:

    - Закон дает полное право убрать "ромашки". И это можно сделать одним днем. Было бы желание. Если установлен хозяин (уверен, районным управам все владельцы автоматов известны) - надо привлекать его к ответственности, если не установлен - демонтировать объект.

    Галина Кудрявцева, депутат городской Думы:

    - Если на улице валяется неизвестно чей ящик - что с ним делают? Грузят на машину и увозят на свалку. Такой же подход должен быть и по отношению к "ромашкам". Процедуру надо прописать только в одной части: каким краном и на какой грузовик погрузить автомат и на каком заводе "шлепнуть" его под прессом, а также определиться, из какого бюджета будут финансироваться эти "погрузочно-разгрузочные" работы. В противном случае мы до скончания века будем наблюдать "игровую" вакханалию.

    Тем временем

    На интернетовских форумах также развернулась жаркая дискуссия на тему "Какая ответственность полагается за нарушение ФЗ-244?". Ее участники, как можно понять из содержания, - владельцы игорных объектов и заинтересованные юристы из разных регионов. Собеседники, со знанием дела оперирующие статьями из уголовного, административного и налогового кодексов, пришли к выводу, что с ответственностью все достаточно туманно и не так чтоб неотвратимо. На форуме легко проследить хронику развития событий. "1 июля. У нас все работают как ни в чем не бывало - бесстрашные что ли?.." Ближе к середине месяца: "Еработа продолжается, но уже без вывесок и наружного освещения, днем аппараты выключены". Еще чуть позже умельцы от игорного бизнеса делятся опытом выживания: рассказывают, как модернизировать аппарат (технические подробности опустим), избавившись таким образом от понятия "игровой автомат": "Теперь в суд пойдем - пусть налоговая доказывает, что это у нас за бизнес такой".

    Поделиться