Жилье сделают доступным к 2025 году

Вчера специалистам в области строительства, входящим в научно-технический совет минрегиона, был представлен черновой вариант документа с весьма пафосным названием: Стратегия массового строительства жилья для всех категорий граждан.

Окончательный текст проекта Стратегии должен появиться к осени, после чего его рассмотрит кабинет министров. Но первое же обсуждение показало: у экспертов по-прежнему нет единого взгляда, каким образом можно обеспечить доступность жилья не только для богатых (как сейчас), но и для всех остальных россиян. Во всяком случае, предложенное возобновление после 2010 года строительства муниципального социального жилья, которое могло бы предоставляться нуждающимся малообеспеченным гражданам бесплатно, вызвало массу вопросов. Министр Владимир Яковлев тут же среагировал: "Мы что, к социализму возвращаемся?" А губернатор Тамбовской области Олег Бетин и вовсе заявил, что "строить и раздавать - это неправильно", поскольку всегда найдутся любители скрыть доходы, чтобы получить квартиру за государственный счет.

Между тем еще на заседании президиума госсовета в Казани прошлой зимой эксперты констатировали, что количество нуждающихся в улучшении жилищных условий уменьшается почти исключительно за счет богатых россиян и верхнего слоя среднего класса. И хотя ипотечные кредиты, по некоторым экспертным оценкам, сегодня способны взять примерно 20 процентов российских семей, на деле ими воспользовались пока только четыре семьи из 100. Остальные, невзирая ни на какие благоприятные прогнозы, почему-то медлят... А надо, чтобы нацпроект предложил реальные механизмы по обеспечению жильем и середнякам, и беднякам. Собственно, именно для этого и было задумано написание Стратегии.

Итак, всех россиян нужно поделить на несколько групп по уровню доходов. И для каждой группы предложить свой механизм обеспечения жильем, рассказал представлявший проект концепции Андрей Чибис (в минрегионе он возглавляет отдел сопровождения нацпроекта "Доступное жилье"). Для тех, у кого доходы ниже прожиточного минимума, муниципальное социальное жилье должно предоставляться бесплатно. Если доходы выше прожиточного минимума, но недостаточны ни для покупки, ни для коммерческого найма, семья опять-таки сможет претендовать на муниципальные метры, но будет их оплачивать, выкладывая каждый месяц 10 процентов дохода за найм плюс 15 процентов - за коммунальные услуги.

Реплики Владимира Яковлева и Олега Бетина докладчика не сбили. По его мнению, в группу самых социально незащищенных попадет не так много россиян, а качество жизни в социальном жилье будет весьма скромным. К тому же договор муниципального найма будет пересматриваться через каждые пять лет, и всякий раз семье придется подтверждать свои крайне низкие доходы. Так что, пояснил Андрей Чибис, программа предусматривает систему стимулов, подвигающих семью заняться жилищным самообеспечением.

Следующая ступень за бесплатным и платным, но дешевым наймом - наем коммерческий. Здесь предусматривается легализация рынка частного найма и создание соответствующего муниципального фонда.

Четвертая группа - это люди, чьи доходы уже позволяют приобретать жилье, пусть и скромное, в собственность. Кстати, сегодня жилья эконом-класса на рынке остро не хватает. Инвесторы и строители бьются за дорогие проекты, а "массовку" гнать не хотят. Поэтому для этой группы граждан придется решать две задачи: не просто помогать потенциальным покупателям (теми же льготными кредитами и скидками по подоходному налогу), но и создать преимущества для бизнеса, готового занять этот сегмент рынка. В частности, предлагается организовать особые аукционы при выделении участков под такие дома.

Наконец, пятая группа граждан с наиболее высокими доходами, которая в состоянии купить жилье без кредитов и без поддержки государства. Для них предусмотрено единственное послабление - налоговый вычет при приобретении квартиры.

Но, разумеется, просто расписать "всем сестрам по серьгам" не достаточно. Главная тема - как увеличить объемы сдаваемых жилых метров. На уровень 140 миллионов "квадратов" в год российский стройкомплекс сможет выйти к 2015 году. (Для сравнения: в прошлом году было сдано чуть более 50 миллионов кв. метров.) Но чтобы такие цифры стали реальностью, нужно разрешить массу проблем. Это и пресловутый земельный вопрос (от прозрачности выделения участков под строительство при помощи аукционов и до перевода примыкающих к городам неиспользуемых сельхозугодий и земель минобороны в другую категорию).

Это и проблема наращивания производства стройматериалов. Это и нехватка энергоресурсов, сдерживающая и развитие стройиндустрии, и само строительство. Это и внедрение новых технологий, и даже такой, казалось бы, прозаический вопрос, как нехватка кадров. В строительстве привлечение "абы кого", по выражению одного из выступающих, это никакая не "проза", а реальная угроза безопасности будущих жильцов.

На самом деле проблем так много, что проговорить подробно о каждой эксперты вчера так и не успели. Зато цели нового документа были перечислены очень четко. Во-первых, основная задача (кстати, практически та же, что когда-то ставилась партией и правительством к 2000 году...) - это обеспечение каждой семьи отдельным жильем, соответствующим определенным стандартам качества и комфорта. Во-вторых, обеспечение комфортности проживания - это и благоустройство прилегающей территории, и наличие всей необходимой социальной инфраструктуры (школы, больницы, магазины, спортсооружения). В-третьих, обеспечение доступности всех видов жилья (если социального - стоять в очереди максимум три года, если покупать самому - то опять же копить не более трех лет). Плюс сюда же, что немаловажно, решено включить такой показатель, как доступность коммунальных услуг. Плата за них не должна превышать 15 процентов от дохода семьи.

Правда, обеспечить всю эту красивую жизнь планируется не скоро - к 2025 году.