Николя и Сесилия Саркози могут стать почетными гражданами болгарской столицы Софии. Французский президент и его супруга будут награждены за заслуги в возвращении на родину болгарских медиков из Ливии.
Однако условия самого возвращения продолжают походить на хорошо закрученный детектив. И чем дальше, тем больше появляется вопросов. До сих пор нет полной ясности, как именно и взамен на что были освобождены пять медсестер и врач. Прежде всего до сих пор неясно, кто выделил 460 миллионов долларов в обмен на жизнь медработников и были ли они выплачены родственникам зараженных детей вообще.
Так, Триполи утверждает, что компенсации, которые были перечислены родителям детей из фонда Каддафи, поступили из другого ливийского фонда. Причем эти деньги должны быть впоследствии возвращены обратно. При этом глава внешнеполитического ведомства Ливии Абдель Рахман Шалькам заявил, что в выплате компенсаций родителям зараженных детей все же участвовали Франция и Евросоюз, которые до настоящего момента категорически отрицали этот факт.
С другой стороны, по словам еврокомиссара Бениты Ферреро-Вальднер, Евросоюз только теперь обязался вложить 333 миллиона евро в учрежденный фонд помощи ливийским детям. А буквально вчера в "болгарском деле" появилась новая фигура - эмир Катара, которого за участие в разрешении проблемы медиков поблагодарили как Николя Саркози, так и Муамар Каддафи. Однако за что они его благодарили, остается тайной. Сам Катар с поистине королевским величием молчит. Но некий источник в правительстве Джамахирии сообщил: главная цель для Триполи достигнута - в обмен на медиков Ливия получила гарантии по поводу нормализации отношений с европейскими странами и заключения договора о партнерстве.
Что касается политических нюансов, то тут все более или менее ясно. Ливия и ЕС подписали соглашение, "предусматривающее развитие и расширение взаимного сотрудничества, в том числе полное взаимодействие и партнерство", - об этом заявил министр иностранных дел Джамахирии. Данное соглашение коснется практически всех сторон межгосударственного взаимодействия. В нем идет речь даже о таких вопросах, как сотрудничество в области археологии и реставрации, обмен студентами, облегчение визового режима для ливийцев, и многом другом. Триполи также заявил о своем желании присоединиться к Договору о партнерстве ЕС и стран Южного Средиземноморья, переговоры по которому были приостановлены из-за "дела медиков". Бенита Ферреро-Вальднер, сыгравшая, пожалуй, ключевую роль в освобождении болгар, со своей стороны заявила в Брюсселе: "Сейчас мы можем думать о новой эре в отношениях между Ливией и ЕС".
Пока ясно одно. Ливия и Муамар Каддафи полностью и очень умело разыграли "болгарскую карту". В обмен на медсестер и врача они получили гораздо больше, чем просто деньги. Размер достигнутых политических соглашений намного весомее 460 миллионов долларов, которые, неизвестно, были ли выплачены вообще. По мнению некоторых экспертов, Каддафи вышел из "болгарского процесса" абсолютным победителем. Отныне Ливия перестает быть страной-изгоем по крайней мере для Европы.