Вчера руководителю Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Виктору Болотову премьер-министр Михаил Фрадков объявил замечание. Как говорится в распоряжении, ему вменяется в вину ненадлежащее исполнение возложенных на него должностных обязанностей.
Чуть ли не впервые премьер-министр Михаил Фрадков таким образом наказал чиновника. На самом деле, Болотов ответил за Единый государственный экзамен. Задержка с выдачей свидетельства о ЕГЭ, без которого вузы не принимали документы выпускников, и, по сути, отчасти сорванная вступительная кампания, потрепавшая немало нервов и родителям, и выпускникам, - одна из главных причин объявленного замечания, пояснил правительственный источник "РГ".
Скандал с Единым государственным экзаменом по русскому языку, введенным в этом году в качестве обязательного, приобрел всероссийский масштаб. А все началось с того, что родители, увидев результаты ЕГЭ и применив на практике свои знания, попытались понять систему пересчета первичного балла в тестовый и ужаснулись. В итоге в департамент образования Москвы, к примеру, поступило более тысячи жалоб на шкалу пересчета. Но чиновники Рособрнадзора продолжали настаивать на том, что система хоть и экспериментальная, но правильная и эффективная, обвиняя родителей в том, что они первичный балл перевели в проценты, что абсолютно неверно. Правда, если бы в Рособрнадзоре посмотрели на таблицу результатов ЕГЭ, то увидели бы, что там есть графа, в которой первичный балл переведен в проценты. Впрочем, это мелочи. Формула, по которой рассчитывается итоговый балл по ЕГЭ, поразила и тех, кто имеет техническое образование. Специалисты так и не смогли понять, почему формула пересчета была настолько громоздкой, что разобраться в ее составляющих под силу было только хорошо знакомым с высшей математикой. Да и откуда взялись эти составляющие, впрочем, как и необходимость пересчета, осталось загадкой.
Виктор Болотов, правда, уже значительно позже, признал, что "идеальной системы пока не создано". В мире есть две технологии шкалирования, и у каждой из них свои плюсы и минусы. Вопрос в том, зачем же было брать за основу именно ту, у которой больше всего недостатков.
Дальше события развивались по законам жанра - задержка с выдачей свидетельства о ЕГЭ. Это происходило каждый год, и исключения, когда ЕГЭ стал обязательным, не произошло. Выпускники из регионов выезжали сдавать экзамены без свидетельства о ЕГЭ, а уже в вузе сталкивались с тем, что без этого не принимали весь пакет документов.
В общем, страна в очередной раз доказала, что не готова к ЕГЭ или подобным экспериментам. Да и зачем было менять систему, ведь в гуманитарных науках правильного ответа не существует.
Недаром, согласно результатам опроса Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), 45% россиян предпочли бы, чтобы их дети или внуки сдавали обычные экзамены по прежней системе, 22% - в виде ЕГЭ, а 34% - затруднились ответить, что им больше нравится.
Говоря о негативных изменениях, происходящих в отечественном образовании при введении ЕГЭ, 25% россиян заявили, что новая система оценки знаний снижает возможность учитывать индивидуальные особенности учащихся, 21% - что проверка знаний учащихся становится формальной, поверхностной, 20% - что усиливается коррупция при сдаче экзаменов в школе, 18% уверены, что российская школа таким образом теряет свои традиции и особенности.
Однако, судя по всему, в министерстве образования и науки останавливать эксперимент не собираются. Более того, судя по высказываниям министра образования и науки Андрея Фурсенко на Селигере перед ректорами ряда региональных вузов, студенты которых присутствовали в лагере "Наших", ЕГЭ подтвердит опасения тех, кто разочаровался в эксперименте.
Фурсенко представил ректорам небольшой отчет, касающийся развития системы образования в России. И, по мнению министра, ЕГЭ должен определять, имеет ли право выпускник школы поступать в вуз. То есть под сомнение, по сути, поставлено конституционное право каждого на равный доступ к бесплатному высшему образованию.
В министерстве же считают, что выпускников российских школ надо поделить на три категории. Так, школьник, набравший по результатам ЕГЭ высокий балл, будет иметь право учиться бесплатно, набравший среднее количество баллов, сможет учиться за деньги, а не набравший необходимого количества баллов, будет вообще лишен возможности получать высшее образование, если не пересдаст ЕГЭ на должном уровне.
Кроме того, Андрей Фурсенко заявил ректорам о том, что в вузах необходимо заводить систему подушевого финансирования. Фактически речь идет о возвращении к связке ЕГЭ плюс ДИФО (государственные именные финансовые обязательства или "образовательные ваучеры").