26.07.2007 02:10
    Поделиться

    Пенсионер пережил 15 процессов, отстаивая свое жилье

    Обычная житейская история: он и она несколько лет жили вместе, да решили расстаться. А квартиру-то, в которой изначально были счастливы, строили вместе. Как делить теперь? По совести не получилось, а брачного контракта нет. В итоге муж оказался на улице совсем без крыши над головой и вот уже четвертый год ищет правды в судах и прокуратурах, скитаясь по съемным углам.

    История настолько же трогательная, насколько и банальная. Полюбили двое друг друга и, несмотря на разницу в возрасте (он пенсионер, она значительно моложе), прожили в гражданском браке три года. Его, скажем, зовут Игнатом, а ее - Тамарой. Она работает на окраине Екатеринбурга, далековато от дома. Решили в 1998 году купить новую квартиру в Чкаловском районе - получше и поближе к ее работе. Как сейчас принято, вступили в "долевку": вносишь свою долю в строительство нового дома и ждешь, когда стены поднимутся. Отделываешь сам и получаешь квартиру в собственность.

    На первый взнос - 239 тысяч рублей - Игнат и Тамара деньги собрали вместе. Она взяла на работе ссуду, а он продал свою квартиру. Еще 300 тысяч совместных рублей ушло на отделку. В 2001 году получили ключи от будущего жилища. Надо оформлять квартиру, а на кого? У нее еще с прежним мужем брак не расторгнут, вдруг он станет претендовать? Решили договор о совместном долевом строительстве переоформить на одного Игната и квартиру записать в регистрационной палате тоже на него. Жить то собирались вместе долго и счастливо.

    Но скоро все обернулось иначе. Разлюбилось вдруг новоселам, повеяли в доме ветры раздора. Надумали Игнат с Тамарой "разбежаться". То есть квартиру общую двухкомнатную теперь уже делить надо. Пока думали как, в Чкаловской районной милиции появилось заявление о мошенничестве, которое якобы совершил Игнат при оформлении документов. Обычная женская месть тут была, или что то еще, вдаваться не будем, это уже не имеет значения. Возбуждается уголовное дело, потом следствие, суд - и вот уже Игнат из добропорядочного гражданина на склоне лет превращается в преступника, и на него налагается штраф в размере 20 тысяч рублей. А поскольку он теперь мошенник, суд лишает его права собственности и аннулирует регистрацию в его же квартире. В 68 лет человек остался на улице без крыши над головой. "Как ушел из дома в одном костюме, так в нем вот уже четвертый год и хожу, - говорит он корреспонденту "РГ". - Судебные приставы меня выселили, а она (Тамара. - Прим. авт.) даже вещи мои вернуть отказывается".

    Что называется, "была у зайчика изба лубяная, а у лисы - ледяная". Четвертый год Игнат снимает комнату в чужой квартире и ходит по инстанциям, пытаясь доказать, что в отношении него совершена несправедливость. Частично ему это удалось: прокуратура, разобравшись, вынесла решение об отсутствии в его действиях состава преступления, то есть подтвердила, что он не мошенник. Правда, для этого ему пришлось пообивать пороги судов, милиции и прокуратуры несчетное количество раз. Он пережил 15 судебных процессов и рассмотрений, написал десятки апелляций, жалоб и кассаций, дошел до коллегии и президиума областного суда. Сейчас он обратился даже в Верховный суд страны, потому что до конца своей правды, считает, не нашел: районный суд, признавший его виновным, до сих пор не отменил свое решение, а без этого он почему-то не может требовать назад своей доли жилья в спорной квартире.

    - Если прокуратура признала, что я невиновен, значит, я имею право вернуться в свой дом, - рассуждает он. - А меня туда не пускают! Я устал жить по чужим углам, помогите!

    Сложны бывают житейские коллизии. Кто прав, кто виноват, разобраться трудно иногда самому мудрому судье. Не зная буквы закона, люди выстраивают свои гражданско-правовые отношения порой так, что сами потом загоняют себя в угол. По их логике, их жизненному опыту, казалось бы, должно быть все правильно, а по закону выходит иначе.

    И таких случаев - тысячи. Люди с упорством, достойным лучшего применения, делят жилье, имущество, детей. Спорят родственники, соседи и совсем чужие люди. Особенностью многих дел является нежелание уступать противной стороне ни в чем, а, наоборот, отсудить у нее по максимуму. В адвокатских конторах таких ходоков, которые сами между собой не могут разобраться и уже наломали юридических дров, не очень жалуют: дела хлопотные, работа неблагодарная. А в судах, куда запутавшиеся люди обращаются, бывает, десятками раз, просто не хватает времени оперативно разбираться с завалами подобных дел. В итоге - обиды и новые жалобы.

    - За год мы рассматриваем более двух тысяч гражданских дел, и количество их растет, - рассказал "РГ" помощник председателя районного Чкаловского суда Екатеринбурга Валерий Савельев. - Только за последние полгода судом уже рассмотрено 1157 исков. В основном это имущественные споры. А нагрузка мировых судей еще больше.

    На каждого районного федерального судью приходится около 50 гражданских дел в месяц. Одно дело необходимо рассмотреть максимум за два рабочих дня. Для того, чтобы изучить материалы, разобраться в нюансах и вынести решение, времени в обрез. И права на ошибку нет, поскольку за этими делами - судьбы людские.

       Комментарий

    Андрей Каспирович,

    адвокат:

    - В ситуации нашего героя есть один нюанс, который ему кажется незначительным, но с юридической точки зрения основополагающий. Он сам указывает, что, во-первых, участником договора долевого строительства была Тамара, а во-вторых, он сам от ее имени написал заявление застройщику о переводе всех прав и обязанностей по договору с нее на себя. Но, судя по всему, письменного согласия на подобные действия она ему не давала. А в суде заявила, что подавать подобное заявление от ее имени она никого не уполномочивала. Застройщик был не вправе расторгать договор без ее письменного согласия и заключать договор на ту же квартиру с другим лицом. Таким образом, суд не мог вынести иного решения по гражданскому делу, кроме как отказать Игнату в его исковых требованиях. Причем независимо от наличия либо отсутствия в отношении него уголовного дела. Более того, прекращение уголовного дела в силу части 2 статьи 392 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не является основанием для пересмотра дела по вновь открывшимся обстоятельствам. А поэтому и в данном случае суд просто не мог принять иного решения.

    Эта история еще раз подтверждает, что все взаимоотношения граждан между собой необходимо оформлять в установленной законом форме. В описанном случае и нужно то было, чтобы в договоре со стороны дольщика участвовали оба. Что фактически, по всей видимости, и было. Они не являлись супругами, но тогда в договоре были бы определены их доли. А теперь Игнат может лишь попытаться взыскать с Тамары сумму, которая им была потрачена на строительство квартиры. Но для этого суду нужно представить все необходимые доказательства.

    Поделиться