Согласно резолюции, Косово предоставляется самая широкая автономия, а право населения на самоуправление гарантирует и контролирует международное сообщество. Таковы главные итоги многочасовых дебатов. Такова позиция Сербии, с которой она намерена продолжать переговоры в рамках Контактной группы о статусе своей южной провинции. Резолюция одобрена 217 депутатами, "против" голосовали 12, воздержались трое.
Резолюцией остались удовлетворены даже представители Сербской радикальной партии - самые непримиримые противники каких-либо компромиссов в косовском вопросе. Это лишь на первый взгляд незначительное обстоятельство позволяет судить о происходящей консолидации в сербских политических кругах. Именно на это обратил внимание присутствующих в Скупщине президент страны Борис Тадич, подчеркнув, что единая государственная политика по косовскому вопросу гарантировала Сербии поддержку определенной части мирового сообщества, "прежде всего России".
Белград объявит незаконной любую попытку в одностороннем порядке провозгласить независимость Косово, заявил в парламенте премьер-министр Воислав Коштуница. Он также не забыл упомянуть важнейшую роль России в попытках урегулирования косовского вопроса. По его мнению, отказ США и стран Западной Европы от намерений провести через Совбез ООН проалбанскую резолюцию - это не только "важная победа Сербии", но и результат общей политики Сербии и России".
Сербское руководство определилось со своей позицией. Что дальше? Вот какой ответ предлагает премьер: "Мы в начале нового переговорного процесса по Косово. Естественно ожидать, что в нем не примет участия Мартти Ахтисаари, который вместе со своим планом стал частью прошлого. Не существует проблемы Косово и Метохии, поскольку речь идет о неотъемлемой части Сербии. Остается открытым вопрос албанского национального меньшинства в этом крае. Именно его правовое решение необходимо найти посредством конструктивного диалога".
Но насколько этот диалог может стать действительно продуктивным? Очевидно, что Сербия может твердо рассчитывать на поддержку России. Но позиции их партнеров по переговорам продолжают оставаться диаметрально противоположными. Перевод переговоров в формат Контактной группы можно расценить как попытку любыми средствами добиться отделения Косово от Сербии, и в первую очередь - в обход ООН. Расчет строится на том, что у России в Контактной группе нет таких рычагов воздействия на ситуацию, как в Совете Безопасности. А после принятия проалбанского решения по Косово наступит настоящий обвал признаний независимости края со стороны международного сообщества.
При этом, однако, следует иметь в виду, что обвала может и не наступить, учитывая происходящие в мире изменения в отношении к внешней политике США. Кроме того, решения в Контактной группе выносятся на основе консенсуса. Остается и единственная легитимная основа для переговорного процесса - резолюция 1244 СБ ООН, ведь ее никто не отменял.