По словам сотрудников МЧС, авария с двухместным прогулочным вертолетом случилась примерно в семь часов вечера. Винтокрылая машина упала между деревнями Прудниково и Татариново, совсем близко от железнодорожных путей. В оперативном центре МЧС о крушении узнали спустя буквально десять минут. До сих пор неясно, что было причиной того, что в районе 65-го километра трассы "Дон" вертолет рухнул на землю.
К сожалению, в этой аварии были жертвы. На борту вертолета находились два человека - инструктор и его 15-летний ученик. Инструктор скончался на месте. А пассажир умер по дороге в больницу. Кому принадлежал вертолет, пока не установлено. Рухнувшая машина была иностранного производства.
Это далеко не первая подобная трагедия в небе Подмосковья. Около месяца назад в том же Ступинском районе, на границе с Каширским, произошла похожая трагедия. Тогда причиной авиакатастрофы оказался сильный ветер.
Взлетев с аэродрома Крутышки, четырехместный вертолет взял курс в сторону Оки. Пилот Вадим Прошкин показывал двум ученикам все возможности "железной птицы", потому как каждый из его пассажиров собирался купить себе такую же машину. Заходя на разворот, вертолет попал в поток ветра и зацепил верхушку дерева. Винт сломался, но пилот смог перелететь лесополосу. Это не помогло избежать аварии: вертолет рухнул на правый бок - место, где сидел пилот. Прошкин погиб на месте. Двое его учеников получили серьезные ранения.
Тогда на место происшествия очень быстро приехали специалисты по безопасности полетов из организации под названием РОСТО. Именно она выдала вертолету свидетельство о регистрации. Представители государственной авиации уже давно имеют претензии к РОСТО. Организация выдает частным маленьким воздушным судам сертификаты и занимается их регистрацией. Госорганы говорят, что это противозаконно. Сейчас в РОСТО зарегистрировано более 400 единиц техники, которая летает.
Транспортная прокуратура неоднократно проверяла частные суда и частные аэродромы.Закрывала, выносила предупреждения, но ситуация не меняется. Судов становится все больше, порядка с ними все меньше.
Статистика несчастных случаев в малой авиации идет с 2000 года. В тот год было всего две аварии и пять погибших. Через пару лет погибших уже было полтора десятка.
Россия сегодня - единственная страна мира, в которой область полетов малой авиации не регулируется ни одним законом и ни одним государственным органом. В общем и целом к частным крыльям в разной степени имеют отношение аж 14 ведомств.
Без порядка и законов у нас летает в основном импортное старье. А отечественный авиапром практически не выпускает небольшие легкие лайнеры.
С регистрацией малых самолетов вообще полный мрак. Из-за того, что частный авиапарк состоит в основном из зарубежных самолетов, госорганы неохотно регистрируют новинки малой авиации. Правда, есть приказ минтранса о поддержке малой авиации, и он находится на рассмотрении минюста.
В большинстве стран мира для малой авиации существует уведомительная система полетов. Там запрещено летать над военными объектами, над атомными электростанциями, над химическими и нефтеперегонными заводами и некоторыми городами. Нельзя использовать воздушные трассы большой авиации.
В России с 1 января 2005 года вступили в силу Федеральные авиационные правила, по которым пилот-любитель должен представить в минтранс свидетельство государственного образца, удостоверение техника или договор на обслуживание самолета. Предстоит собрать десятки бумаг: сертификат о соответствии требованиям летной годности, документы о том, где будет базироваться летательный аппарат, договоры на диспетчерское, аэронавигационное, медицинское, метеорологическое обслуживание - всего несколько десятков различных документов. Проще это не делать и летать без бумаг.
Сегодня в России зарегистрировано 176 владельцев маленьких самолетов и вертолетов. И ежегодно эта цифра увеличивается примерно в 2 раза. Около 75 процентов малых воздушных судов приобретено в лизинг.
Справка "РГ"
Во всем мире частный самолет или вертолет давно стал обычным средством передвижения, а малая авиация в целом превратилась в рентабельную отрасль. В США ежегодный объем налоговых сборов с малой авиации составляет около 4 миллиардов долларов. Годовой оборот рынка услуг, предоставляемых малой авиацией, оценивается в 50 миллиардов долларов. В отрасли трудятся более полумиллиона человек, а число летательных аппаратов уже перевалило за 200 тысяч.