Между тем в стране работает система предоставления субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг. Средства на субсидии выделяются из бюджета специально для поддержки граждан, у которых квартплата съедает слишком большую долю их доходов. Ситуация такова, что семья, занимающая типовую квартиру, не должна отдавать за нее более 22 процентов своего среднемесячного дохода.
Шаг 1. 22 процента по максимуму
Правда, ориентир этот весьма условный. Потому что стандарт максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилья и коммунальных услуг (стандарт МДД) каждый регион имеет право установить самостоятельно.
В большинстве территорий (около 60) этот стандарт соответствует федеральным 22 процентам. В остальных стандарт более мягкий, то есть меньше 22 процентов (см. таблицу). Кроме того, в некоторых регионах стандарт дифференцируется в зависимости от среднедушевого дохода семьи: чем ниже доход, тем ниже установленный процент максимальной доли расходов на жилье и коммуналку. Иногда стандарт понижается и для некоторых социальных групп - пенсионеров, льготников, многодетных. Подробности нужно узнать в нормативных документах своей области, края, республики.
Шаг 2. Квартплата по норме
Но одного стандарта МДД для расчета субсидии недостаточно. Ведь разные семьи живут в совершенно разных условиях. Например, вдова генерала, взрослые дети которой имеют собственное жилье, может по-прежнему занимать и трех-, и четырехкомнатную квартиру. А рядом в двухкомнатной живут сразу три поколения: родители, их взрослая дочь с мужем и внуком.
Раньше при расчете субсидий использовалась социальная норма площади (для одиноко проживающих - 33 кв. метра, для семьи из двух человек - 21 кв. метр на каждого, для семьи из трех и более - по 18 кв. метров на человека). Субсидия предоставлялась только в пределах этой социальной нормы - за площадь сверх установленной планки приходилось платить в полном объеме.
С другой стороны, если, например, семья из четырех человек жила в 60-метровой квартире, она получала субсидию из расчета фактических 60 метров (а не по социальной норме - 72 метра на четверых). Поэтому семьи, живущие в стесненных условиях, получали поддержку в меньшем объеме, чем те, кто жил более просторно, но не выбивался за пределы социальной нормы.
После введения Жилищного кодекса этот порядок изменился. Теперь субсидия рассчитывается исходя из регионального стандарта нормативной площади (в большинстве регионов по-прежнему действуют те же цифры: 33 "квадрата" на одного, 42 - на двоих, 18 - на каждого, если в семье три человека и более). То есть теперь наша условная семья из четырех человек получит субсидию, рассчитанную на площадь 72 квадратных метра. Если при этом семья живет в доме, уровень благоустройства которого значительно ниже среднего, то предоставленная ей субсидия может даже превысить начисленные жилищно-коммунальные платежи. По новым правилам, такой семье вообще не придется платить за ЖКУ из собственных средств, поскольку субсидия покроет все эти расходы.
Шаг 3. Сколько стоит "коммуналка"
Третий показатель, который необходим для расчета субсидий, - это региональный стандарт стоимости жилищно-коммунальных услуг, рассчитанный в расчете на одного члена семьи для семей различной численности, который учитывает все виды коммунальных платежей - за отопление, холодное и горячее водоснабжение, канализацию, техническое обслуживание и так далее и рассчитывается для каждого муниципального образования. Для этого берется дом со средними условиями проживания (наиболее типичный дом) в поселении, и подсчитываются, исходя из действующих цен, тарифов и нормативов, расходы за жилье и коммунальные услуги, приходящиеся на семьи разной численности, проживающие на площади, равной стандарту нормативной площади.
Исходя из рассчитанных таким образом расходов и определяется размер субсидии. Граждане, которые живут в домах с худшими условиями, при такой методике расчета однозначно выигрывают - потому что, к примеру, их субсидия будет рассчитана с учетом расходов на содержание лифта и мусоропровода, которых в их доме просто нет. Правда, при условии, что за "средний" дом принят дом с лифтом и мусоропроводом...
Шаг 4. Шпаргалка для расчетов
Понятно, что все основные показатели - стандарты, которые используются в расчете размера субсидии, установлены на уровне каждого конкретного региона или даже города (поселения). Поэтому здесь можно привести лишь условный пример такого расчета.
1) В регионе действует дифференцированная шкала стандарта МДД в зависимости от уровня среднедушевых доходов:
- до 1 прожиточного минимума - 5%;
- от 1 до1,5 - 7%;
- от 1,5 до 1,8 - 10 %;
- от 1,8 до 2,0 - 15%;
- от 2,0 до 3,0 - 20 %;
- больше 3,0 прожиточного минимума - 22%.
2) В городском округе действуют следующие размеры регионального стандарта стоимости ЖКУ:
- для одиноко проживающего - 947,55 руб.
- для семьи из 2 человек - 674,39 руб. на каждого;
- для семьи из 3 человек - 653,06 руб. на каждого.
3) Условно-прожиточный минимум в регионе равен 3000 руб.
За субсидией обращается одиноко проживающий гражданин с доходом 9001 руб.
4) Определим, положена ли ему субсидия (для этого стандарт стоимости ЖКУ должен быть больше 22 процентов его дохода).
947,55-0,22x9001= 947,55 - 1980,22 = -1032,67
У нас получилась отрицательная величина. Следовательно, при таком доходе этот гражданин права на субсидию не имеет. Если бы, к примеру, его доход равнялся 4800 рублей, расчет был бы иным.
947,55-0,1x4800= 467,55.
Эти 467,55 рубля и получил бы наш гражданин в качестве субсидии.
Квартплата на паях с государством
К сожалению, на местах "самодеятельности" уполномоченных органов по предоставлению субсидий предостаточно, равно как и неосведомленности граждан о правилах предоставления субсидий.
Например, закон установил, что право на субсидию определяется в зависимости от уровня доходов граждан. Существует четкий перечень видов доходов, которые учитываются при предоставлении субсидий. Если гражданин имеет какие-либо доходы из этого перечня, то он должен подтвердить их документами. При этом человек не обязан доказывать, что у него нет какого-либо вида дохода из указанных в перечне.
Так вот, мне приходилось сталкиваться со случаями, когда, например, разведенной женщине, не получающей алименты, работники уполномоченного органа отказывали в субсидии, если она не подавала на алименты на своего бывшего мужа. Подобных требований к заявителю специалисты предъявлять не вправе, они могут лишь подсказать, посоветовать.
Немногие знают, что размер субсидии не уменьшается, если человек, например, выезжает на лето и снимает с себя на это время некоторые коммунальные платежи. Квартплата реально уменьшается, но субсидию он получает в прежнем объеме. Это же правило действует, если расчет за коммунальную услугу осуществляется по прибору учета - человек получает реальную возможность платить меньше, если, например, экономит воду, следит, чтобы зря не горел свет. Субсидия снижается, если она превысит фактические жилищно-коммунальные платежи. В этом случае она будет равна платежам.
Еще один важный момент: нужно знать все последствия действий, предпринимаемых с вашим жильем. Например, бабушка подарила квартиру внуку, проживающему в другом городе, а потом удивлялась, что ее лишили субсидии, несмотря на то, что она продолжала жить на прежнем месте. Но по закону вместе с подаренной квартирой внук-собственник получил и обязанность ее содержать. Право на субсидию на оплату этой квартиры он получит при условии, что будет проживать в ней и иметь низкие доходы. Аналогичная ситуация возникает и в случае, если пожилой владелец жилья заключает с кем-либо договор пожизненной ренты с правом проживания. Собственником жилья является уже другое лицо, которое и может претендовать на субсидию.
Марина Румянцева,
эксперт Института экономики города