...Здание издательства "Пресса" на улице Правды, говорят, восстановлению не подлежит. Пожар уничтожил его. Не так чтоб "до основанья", но исторический облик вряд ли удастся воссоздать. Построенное в 1932 году, оно не было архитектурным шедевром, но памятником эпохи конструктивизма, несомненно, считалось. Впрочем, столичные власти выразили готовность путем капитальной реконструкции вернуть городу это строение. Мол, если удалось восстановить Манеж, изнутри тоже выгоревший дотла, то уж тут и подавно справимся.
Восстановленный Манеж - это муляж. Типичный новодел вроде храма Христа Спасителя. Только в отличие от Манежа храм восстал не из огня, а из воды известного бассейна. В таком же муляжном обличье через год-другой явится взору гостиница "Москва", снесенная, чтобы дать жизнь сооружаемому на ее месте отелю, своими архитектурными чертами точь-в-точь - так обещано - воссоздающему уничтоженное творение Щусева.
Что реконструкция "Москвы" станет сопровождаться плачем сентиментальных любителей советской "старины", было ясно заранее. Впрочем, Россия тут вовсе не исключение. Ностальгические порывы подобного происхождения свойственны жителям всех стран. Всюду хватает людей, не желающих примириться с уходом в небытие отслуживших свой век сооружений, овеянных местными легендами, ставших символами эпохи, предметами культа. Но всюду и всегда власти считаются с "охранительными" настроениями ровно до той поры, пока эти настроения не препятствуют ходу прогресса и не мешают делать то, что должно, сообразуясь с новыми потребностями.
Таков фон, на котором уже не первый год идут разговоры о приватизации памятников архитектуры. Фон, прямо скажем, непростой. Что не отменяет очевидного факта: обеспечивать сохранность овеществленного культурно-исторического наследия государство сегодня не в состоянии. Даже при небывалых затратах (20 миллиардов рублей) к 300-летию Санкт-Петербурга не удалось реставрировать его основные архитектурные памятники. Реставрационные работы в Петропавловской крепости, Адмиралтействе, Казанском соборе остались незавершенными. В Москве 16 лет продолжается реконструкция Пашкова дома, и когда она закончится, неведомо: денег не хватает.
Нельзя сказать, будто власть пренебрегает своей обязанностью содействовать сохранению памятников архитектуры. Что в ее силах, она делает. Правительство Москвы и Российская академия архитектуры и строительных наук разработали программу, предполагающую совместные работы по реставрации исторических строений. Кооперацией государства с частными компаниями восстановлена Арка Генерального штаба в Санкт-Петербурге. При содействии частных инвесторов создается государственный музей в знаменитом московском Доме Мельникова. Этот дом - шедевр русского авангарда, упоминаемый во всех энциклопедиях по архитектуре ХХ века. Константин Мельников, великий зодчий с мировым именем, строил его для себя, не подлаживаясь ни под чей вкус - лишь в согласии с собственным замыслом. И вот теперь появится музей. Нет, не музей Константина Мельникова, а музей Дома Мельникова. Именно дома, где будет воспроизведена атмосфера эпохи 40-50-х годов. Все правильно. Самый верный способ спасти архитектурный памятник - это придать ему статус государственного музея. Используя для этого и частные вложения. Потому что, по словам столичного мэра, "государство не способно содержать памятники в должном виде, и мы должны решить вопрос с приватизацией памятников".
Разговоры о создании рынка исторической недвижимости ведутся давно. Аргументы "охранителей" многократно предъявлены и сводятся, по сути, к одному: новый собственник превратит усадьбу Голицыных в автопарковку, шереметевский дворец - в казино или фитнес-центр. Им только разреши - они там наворочают! Однако в законе есть норма: за "перепрофилирование" памятника культуры, несохранение его - штраф размером в 400 МРОТ. Для отечественных фигурантов журнала "Форбс" - не ахти какое наказание. Но можно сделать, как в Италии, Голландии, Великобритании. Там за снос, перестройку, некачественную реставрацию, перепланировку, не согласующуюся с историческим обликом, и прочее варварство у владельца старинной усадьбы или дворца государство отнимает его собственность. Да и у нас недавно принято постановление, согласно которому Россвязьохранкультуры получило право отнимать по суду имущество у того, кто купил памятник федерального значения и его испортил. Если памятник разрушен полностью, отнимут землю (прежде можно было только оштрафовать варвара, но собственник спокойно принимал такое наказание: дешевле заплатить штраф, чем проводить дорогостоящую реконструкцию). Осталось четко определить, что означает "испортить памятник". Но уже то хорошо, что собственник, кем бы он ни был, несет материальную ответственность за сохранение памятника. Можно согласиться и с тем, что вместо охранной грамоты каждый объект будет иметь паспорт, где перечислены все обязательства собственника (причем любое обременение, будь то необходимость реставрации или обеспечение открытого доступа к памятнику, снижает цену).
Полагаю, несерьезны опасения, что новые хозяева жизни наперегонки кинутся приобретать Кижи, Оптину пустынь... Во Владимирской области предложили приватизировать 400 исторических памятников - ни один не куплен. Пугает не только дикая дороговизна дворца и его последующей реставрации, но и законодательная шаткость подобных сооружений: а ну как завтра отнимут?
Передача памятников истории и культуры в частные руки должна начаться с 1 января 2008 года. Но нет полной уверенности, что с этого дня процесс пойдет. Общественная палата обратилась к правительству с просьбой повременить, поскольку "условия приватизации, долгосрочной аренды и концессии необходимо четко прописать". А вот глава Россвязьохранкультуры Борис Боярсков полагает, что далее медлить нельзя. "По тем памятникам, которые имеют охранные обязательства, надо принимать решения уже сейчас. Чем быстрее эти памятники отойдут к людям или организациям, имеющим средства на их содержание, тем лучше для памятников. Они рушатся от того, что у них нет хозяев".
Мораторий на приватизацию объектов исторической недвижимости пора снимать. Иначе закон "Об объектах культурного наследия", в принципе разрешающий такие сделки, превратится в муляж. Наподобие Манежа.