Тренер, с которым "Зенит" добился самого большого успеха в российской истории, выиграв "серебро" чемпионата страны, регулярно приезжает в город на Неве, дает скандальные интервью и с трибуны наблюдает за матчами некогда его "Зенита". Во время своего последнего визита Петржела презентовал книгу "Однажды в России", написанную им совместно с журналистом и переводчиком Иваном Жидковым. Она моментально стала одной из самых обсуждаемых не только среди питерских болельщиков. В книге Петржела со свойственной ему прямотой высказался о "закулисье" нашего футбола. Наиболее интересные фрагменты книги "Однажды в России" сегодня публикует "Российская газета"
Первый ужин с Виталием Мутко
"Виталий с супругой встретили меня уже в зале, и начался долгий разговор в непринужденной обстановке. ... Говорил президент долго, складно, с почти революционным напором. Его слова ложились плавно, но в то же время веско, уверенно. Он обволакивал меня непоколебимой верой в свою команду и своими переживаниями за ее судьбу в прошлом сезоне, когда она не доставила радости ни Мутко, ни многочисленной армии болельщиков. Но что-то упорно не давало мне покоя в этой расслабленной, непринужденной атмосфере. Может быть, слишком большой заряд президентского оптимизма? "Чудо-богатыри" - как сейчас помню его слова в адрес "Зенита".Чудо-богатыри, оказавшиеся "благодаря" тренерам-раздолбаям на десятом месте".
Впечатление о команде
"Большая, "решающая" часть игроков тренировалась с ленцой, без драйва, без веры и понимания, для чего они проделывают все эти упражнения, которые доставляют дискомфорт. По их глазам было видно, что футбол, которому они посвятили жизнь и который приносит им весьма приличные деньги, их не радует, не развлекает!... Признаюсь честно: я испугался. Что я имею: смутные представления о возможностях команды, полный разброд внутри коллектива, огромную армию болельщиков, которая боготворит "Зенит" и ждет от нового тренера чудес. А еще - в виде "легкого" гарнира - мороз, бытовые неурядицы, непривычная обстановка и все прочее. И тогда впервые мне в голову залезла гнусная, предательская, малодушная мысль: сяду завтра в самолет - и домой!"
О болельщиках
"У каждого клуба есть болельщики. Есть обычные, а есть так называемые VIP - Very Important Persons". Так вот, эти "очень уважаемые персоны" выпили, наверное, целую цистерну моей крови. Почему-то у нас была практика брать этих странных господ на борт самолета... Виски они пили литрами. Как правило, не закусывая".
О Мутко
"С Виталием Мутко мы можем находиться в каких угодно отношениях, но одной вещи я отрицать не стану никогда: "Зенит" он любил как своего ребенка, и отчасти поэтому приревновал его ко мне. Любовь эта не переходила грани человеческой порядочности - президент категорически не хотел участвовать в грязных околофутбольных интригах, о которых все знают, но никто никогда не пишет. "Один раз в этом г... измажешься, потом всю жизнь отмыться не сможешь", - утверждал он и ни разу не позволил себе выйти на связь с нечистоплотными людьми, предлагавшими либо сдать матч, либо дать денег судье, либо, наоборот, помочь "Зениту" одержать победу".
О втором сезоне в "Зените"
"У нашей команды был великолепный шанс не просто остаться с медалями, а выиграть чемпионат и таким образом превзойти свое предыдущее достижение. Увы, наши надежды разбил злополучный город Ярославль, в котором нам никогда не удавалось набирать очки. В сентябре "Шинник", средний коллектив, отличающийся, впрочем, довольно избирательной боевитостью, полностью набитый деньгами наших конкурентов перешел нам дорогу... К сожалению, тогда в очередной раз подтвердилась истина - выиграть честно российское первенство очень и очень сложно. Если в тот день черти вышли погулять на волю, то все они скооперировались против нас в Ярославле. Помимо того, что "Шинник" бился так, что летели искры, еще и судья не решился назначить пенальти в ворота хозяев".
Об Аршавине
"Андрей, кроме своего родного Петербурга, нигде больше не "варился", играл только в "Зените" и хотел претворять в жизнь свои задумки, на которые его кто-то регулярно направлял. Кто это был - агент Андреев или кто-то другой, - меня особо не интересовало. Несколько раз я говорил Аршавину: "Давай, беги за границу и докажи всем, какой ты мегаигрок! Только для начала выучи язык. Если ты думаешь, что в той же "Барселоне" ты будешь себя чувствовать так же комфортно, как в "Зените", где все с тобой носятся, ты сильно ошибаешься".
О Сергее Фурсенко
- Я представляю "Газпром", который только что купил "Зенит", - с незатейливой простотой сказал мне Сергей.
От этих слов я ощутил легкое головокружение, потом тошноту. Нет, в том, что "Зенит" приобрел богатого спонсора, ничего плохого не было. Но это означало смену руководства, чего я больше всего не хотел. Только что я получил третьего президента за три года. По-моему, это чересчур".
Об отставке
"Солнечный день. Москва. В середине дня мы играем первый полуфинальный матч с ЦСКА. ... Я смотрю на поле, болею, переживаю, но интуиция подсказывает, что сегодня я вывожу на поле "Зенит" в последний раз. ...Около половины восьмого вечера в дверь моего номера опять постучали. На пороге стоял Фурсенко. "Властимил, мы тебя увольняем". Эти слова прозвучали спокойно и легко, разом закрывая три с половиной года моего романа с "Зенитом". Сергей очень хотел поскорее со мной распрощаться. Переступая с ноги на ногу, он добавил, что завтра в 9 утра я должен явиться в офис клуба, чтобы утрясти все детали по расчету".
О выходном пособии
"Наутро я прибыл, как и приказал большой босс, в офис. От скучного вида юриста я услышал, что всех денег, причитающихся по контракту, я не получу. Когда же я спросил, а что будет, если я подам по этому поводу жалобу в УЕФА, мне точно таким же бесцветным тоном посоветовали этого не делать:
- Вы ведь в конце концов можете даже этого не получить. Так что берите, Властимил, и уезжайте. Пока не поздно..."
Досье "РГ"
Властимил Петржела. 54 года.
Играл за чехословацкие команды: "Брно", "Простеёв", "Оломоуц", "Шеб", "Славия", а также в сборной ЧССР. Участник чемпионата мира 1982 года в Испании.
Как тренер работал в клубах: "Славия", "Спарта", "Богемианс", "Слован", "Млада Болеслав". Под его руководством "Богемианс" и "Слован" вышли в первую лигу, а "Спарта" взяла Кубок Чехии 1996 г.
С 2002 по 2006 гг. - главный тренер "Зенита". В 2003 г. "Зенит" под его руководством занял 2-е место - наивысшее достижение для иностранных тренеров в России, а в 2003 г. взял еще и Кубок Премьер-лиги. После ухода из "Зенита" тренировал чешскую "Сигму". Сегодня Петржела никого не тренирует.