Только было рассеявшиеся тучи вновь стали собираться над головой болгарских медиков, депортированных из Ливии в Болгарию для отбытия пожизненного заключения. И помилованных указом президента сразу в аэропорту.
Именно этот указ вызвал бурю возмущения в Ливии. Замминистра иностранных дел Абделати Лаабиди вручил представителю болгарского посольства дипломатическую ноту, в которой официальный Триполи выразил протест против нарушения Софией соглашения 1984 года об оказании правовой помощи и экстрадиции заключенных.
Согласно этому документу экстрадированные заключенные должны отбывать наказание в тюрьмах на родине. Но, как считают ливийцы, в пунктах соглашения не предусматривается возможность помилования.
Генпрокурор Болгарии Борис Велчев, напротив, уверен: "После того как то или иное лицо возвращается в свою страну отбывать наказание, которое было наложено на него в другом государстве, по отношению к данному лицу начинают действовать законы его собственной страны". А значит, президент имеет полное право помиловать осужденного.
Куда более откровенными стали заявления родственников детей, зараженных СПИДом, по обвинению в чем были арестованы болгарские медики. В Ливии прошли митинги протеста, а Ассоциация родителей заявила, что потребует повторного ареста медиков через Интерпол. Кроме того, они добиваются выдворения из Ливии всех без исключения болгарских граждан и фирм, а также разрыва дипломатических отношений между Триполи и Софией. Как сообщили некоторые информагентства, родственники зараженных СПИДом детей даже якобы обратились к "террористу номер один" Усаме бен Ладену. Правда, подробности их просьбы остались неизвестными.
Но Ливия, ссылаясь на международные договоры, забывает объяснить, на каком основании к заключенным медработникам применялись пытки. На пресс-конференции в Софии палестинский врач, например, рассказал, что в первые месяцы его заставляли спать на коленях со связанными за спиной руками. Как только он наклонял голову, тут же получал удар ногой по лицу. По его словам, в протоколах допросов за него расписывались тюремщики, так как его руки почти постоянно были связаны.
С женщинами ливийские тюремщики обходились еще хуже. Их избивали дубинками, пытали электрическим током, насиловали, травили собаками, пичкали наркотиками. Одна из медсестер из-за пыток даже пыталась покончить с собой, перегрызя себе вены на руках.
Между тем
Даже сейчас, уже находясь в Софии, они не могут спокойно об этом рассказывать и, по заключениям врачей, находятся в крайне тяжелой степени психофизического истощения. На первый после возвращения брифинг смогли прийти только трое из бывших заключенных.