Минтранс обратился к профильным министерствам каспийских стран с предложением принять участие в строительстве и эксплуатации новой ветки Волго-Донского судоходного канала. Вчера об этом рассказал журналистам министр транспорта Игорь Левитин во время празднования 55-летия Волго-Дона.
Левитин напомнил, что президенты России и Казахстана уже приняли решение о сооружении нового канала между Каспийским и Черным морями. Российская сторона предлагает построить вторую нитку Волго-Дона на базе уже существующей. "Плюс этого проекта, - пояснил министр, - состоит в том, что этот маршрут обеспечен водой. Шлюзовые камеры на новой ветке будут не по 140 метров, как сейчас, а по 300, чтобы могли пройти большегрузные суда. Второй вариант - через Маныч - нам кажется хуже хотя бы уже тем, что надо будет решать вопрос, откуда брать воду для канала". Все варианты предстоит рассмотреть на экспертной комиссии. Но это будет возможно после того, как созданный недавно Евразийский банк выделит деньги на создание этой комиссии. Это должно произойти в 2008 году. Какую долю в финансирование и сооружение второй нитки канала внесут другие заинтересованные в нем стороны: Иран, Казахстан и Азербайджан, по словам их министров транспорта, должно определиться в течение этого года.
Соединив 55 лет назад Волгу и Дон в месте их наибольшего сближения, Волго-Дон стал частью водных путей Единой глубоководной системы и вдвое сократил расстояние между портами северных и южных морей Европейской части России по сравнению с ранее существовавшим путем вокруг Европы. Также Волго-Донской судоходный канал стал составной частью международного транспортного коридора "Север - Юг", предназначенного, в частности, для перевозок транзитных грузов между северными территориями Евросоюза и странами Азиатско-Тихоокеанского региона. Как отметил министр, "за столь длительную эксплуатацию в полной мере оправдали себя те проекты и конструктивные решения, которые были реализованы при возведении уникальных сооружений канала". Однако за это время они изрядно износились и морально устарели. Поэтому пришло время всерьез задуматься о будущем канала.
В этом году на содержание Волго-Донского судоходного канала выделено 800 миллионов рублей. Его гидроузлы, по заверению Левитина, находятся в рабочем состоянии. Но нужны деньги на их глубокую модернизацию. Какова цена вопроса, Левитин пока ответить не может. Для ориентира он лишь привел корреспонденту "РГ" пример другого проекта - реконструкции Рыбинского гидроузла, который обошелся в 17 миллиардов рублей.
Тем временем
Вчера во время осмотра стройплощадки мостового перехода через Волгу в Волгограде министр транспорта заявил, что "в 2009 году в России не останется мостов, сооружение которых началось более 15 лет назад". Он уточнил, что еще в 2004 году их насчитывалось 12. Сейчас осталось только два - в Волгограде и Ульяновске. И через 1-1,5 года они тоже войдут в строй.