31.07.2007 04:00
    Поделиться

    ЦБ призывает банки лучше защищаться от мошенников

    Эксперты полагают, что только 16 процентов банков готовы применять новый стандарт информационной безопасности, предложенный ЦБ для снижения рисков утечки данных о клиентах. Банкиры пока не видят экономической целесообразности внедрять дорогую технологию. Но ЦБ настойчив: к 2009 году рекомендации ЦБ по усилению информационной безопасности превратятся в требования.

    Вопросы, связанные с информационной безопасностью банков, вышли на первый план после громких скандалов, связанных с утечками данных о клиентах различных банков, а также поступлением в продажу нелегальной базы данных заемщиков крупнейших российских банков.

    При этом жертвами неизвестных мошенников стали 700 тысяч заемщиков. Все они попали в базы данных компаний, проводящих агрессивный маркетинг.

    В России ежегодно происходит как минимум 2-3 крупных скандала, в которых замешаны банки, в частности, занимающиеся экспресс-кредитованием, когда утрачиваются сотни записей. Выходят на открытый рынок сотни тысяч записей об их заемщиках. В Америке эти утечки происходят по 10 раз в месяц.

    В чем же причина столь низкой активности банков в области безопасности? Возможно, дело в высокой стоимости внедрения подобных систем - это сотни тысяч долларов. Такие расходы "не по зубам" не только мелким, но и средним банкам.

    Некоторые эксперты, однако, считают, что дело не в стоимости, просто внедрение стандарта - достаточно трудозатратная вещь, сразу ее не осилить. Как правило, малым и средним банкам сложно разобраться в нем и подготовить весь комплекс защиты.

    В 90-х годах, когда банки только озаботились вопросами безопасности, не было ясного понимания, от чего и от кого защищаться. Защищались от налетчиков, а ведь кража информации гораздо опаснее. При этом внутренние угрозы информбезопасности, нарушение конфиденциальности и утрата информации имеют больший приоритет перед внешними. Как же защититься от недобросовестных инсайдеров, своего рода "кротов", подрывающих авторитет собственных банков?

    Стандарт ЦБ в первую очередь обращает внимание на организационные меры по защите. В этом документе прописано все, начиная от подготовки документации, политики информационной безопасности до модели потенциального нарушителя.

    В принципе это достаточно стандартный набор, включающий определенные технологические процедуры, в частности, определенные ограничения от доступа, вещи, связанные с шифровкой данных, криптография, также обеспечение процедуры аудита на соответствие стандарта информационной безопасности.

    Есть надежда, что стандарт все же станет обязательным требованием в контексте требований международного соглашения "Базель-2" по операционным рискам.

    Справка по соглашению "Базель-2". Свод нормативов, соглашения, содержит рекомендации по совершенствованию техники оценки кредитных рисков и их управлению, а также рекомендации по развитию надзора над рисками, состоянием риск-менеджмента и рыночной дисциплины.

    Но пока банки не торопятся укреплять безопасность. Главными причинами своей невысокой активности в части практического внедрения стандарта банкиры называют отсутствие методических материалов ЦБ по практическому внедрению (49 процентов), бюджетные ограничения (40 процентов) и отсутствие реальных экономических стимулов (31 процент). Лишь 5 процентов банков в той или иной степени внедрили стандарт ЦБ.

    Наша справка

    Главным нововведением соглашения "Базель-2" является установление трех разных вариантов расчета кредитного риска и трех вариантов расчета операционного риска. Как по кредитному, так и по операционному риску предлагаются три метода повышения чувствительности к рискам, позволяющие банкам и надзорным органам выбрать для себя такой метод (или методы), который, по их мнению, наиболее подходит для данного этапа развития деятельности банка и инфраструктуры рынка. В приведенной ниже таблице указаны существующие три основные метода расчета риска в зависимости от их вида.

    Новые требования "Базель-2" принципиально имеют смысл, так как адекватная, неискаженная оценка клиентов лежит в интересах банков. Такая честная и объективная оценка лежит также в интересах клиентов, так как предприятия получают взвешенный отклик о своей ситуации. Кредитный рейтинг в этом смысле может рассматриваться как консультация или услуга банка. Хороший кредитный рейтинг дает предприятию конкурентные преимущества, плохой рейтинг показывает слабые места и создает возможность для принятия необходимых мер по исправлению ситуации. Обсуждение и совместная проработка результатов рейтинга имеют центральное значение для интенсификации и улучшения отношений между банком и клиентом. Это является предпосылкой для создания взаимного доверия и партнерских отношений.

    Поделиться