МВД России уже предлагало изъять из Уголовного кодекса весьма странную, по мнению не только милиционеров, но и многих правоведов, статью 166. Наверняка к этому мнению присоединятся и 22 миллиона автовладельцев.
Ныне действующая статья предлагает всего лишь штрафовать угонщика транспортного средства, если тот влез в чужую машину не с целью ее украсть, перепродать, разобрать на запчасти, а просто так, "всего лишь" покататься. Вот, мол, довезу девушку из ресторана домой и непременно автомобиль верну. Или, на худой конец, оставлю его у дороги. Забирай, хозяин!
Легко представить, в каком состоянии будет эта брошенная машина после такой увеселительной прогулки. Как минимум у нее будут сломаны замки, искорежена система зажигания. Да и вряд ли угонщик проявит аккуратность в езде по ямам и "лежачим полицейским", во время разворотов в узких дворах и при парковке. Царапины и вмятины, проколотые покрышки, разбитые зеркала и стекла, покореженная магнитола, дырки от сигарет в обшивке салона, грязь и мусор - это еще не самый плохой итог угона "без корыстного умысла". Но пьяный хулиган может не только запороть двигатель, сжечь сцепление, испортить коробку передач, но и банально разбить о фонарный столб автомобиль.
И не очень боятся штрафа - ведь крупным размером причиненного ущерба признается сумма выше 250 тысяч рублей. А сколько на руках у наших, не очень богатых сограждан машин, которые стоят гораздо дешевле? Как уверяет милицейская статистика, почти 17 миллионов. Для многих из них какой-нибудь старенький "Жигуль", "Москвич" или "Волга" - единственный кормилец, возможность заработать на частном извозе или хотя бы привезти с огорода картошку. Понятно, что заменить разгромленные скучающими вандалами детали им не по карману. Но "суровый" закон не только позволяет ворам избежать справедливого наказания, но и лишает потерпевших возмещения ущерба. Впрочем, и для более состоятельных автовладельцев вид собственной изуродованной иномарки не доставит много радости.
Почему-то наши законодатели не согласились убрать из Уголовного кодекса статью 166.
В Департаменте уголовного розыска МВД корреспонденту "Российской газеты" рассказали, что нередко профессиональные угонщики, пойманные с поличным, уходят от ответственности только благодаря этой 166-й статье. Если сыщики, оперативные сотрудники, гаишники или патрульные милиционеры ловят такого "конокрада" на самой ранней стадии угона, когда тот просто не успел еще сбыть свою добычу, у него всегда есть надежная отговорка: не украл, а взял покататься. И суд ему обязательно поверит - презумпция невиновности, однако.
Руководитель Департамента уголовного розыска генерал-лейтенант милиции Искандар Галимов предпринял очередную атаку на откровенно мешающую борьбе с преступностью статью. С его подачи и при непосредственном участии была разработана новая законодательная инициатива, оформленная в проект Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации". Нашлось немало противников идеи полностью отменить статью 166. Теперь милиция предлагает убрать из нее всего лишь один вид наказания - штрафы. Оставить тюрьму. Угнал машину из любых побуждений - гарантированно сел. Не важно, на сколько, не трогай чужое.
Озабоченность главного сыщика страны понятна: несмотря на рост раскрываемости преступлений, преступность в стране по разным причинам все равно растет. Нужна профилактика преступлений - как убеждение и разъяснение, так и устрашение суровым и неотвратимым наказанием.
Если законодательство не изменится, прогнозы милицейских аналитиков по поводу автоугонов весьма пессимистические. Как рассказали в МВД корреспонденту "Российской газеты", мы можем столкнуться с неожиданной угрозой.
Во-первых, узаконенная безнаказанность стимулирует пьяный кураж - каждое шестое преступление совершается в состоянии алкогольного опьянения. Выпил, вскрыл чужую машину, угробил ее - и официально свободен.
Во-вторых, быть автоугонщиком в криминальной среде становится все более престижным и выгодным занятием.
И, в-третьих, берут "на время" чужие машины не только пьяные любители, но и вполне трезвые контрабандисты, наркокурьеры, грабители и даже киллеры. Почему бы не воспользоваться чужим авто, подвернувшимся под руку, провести задуманную операцию и потом не бросить ненужную больше машину? Удобно во всех отношениях: не жалко и можно на значительное время отвлечь следствие, которое будет вынуждено сначала разыскать и допросить настоящего владельца автотранспорта. И самое главное, даже пойманному преступнику почти не зачтется в вину угон машины - он ведь взял ее не для продажи, а для заказного убийства. Вот только за убийство его и накажут. А владелец машины опять останется "при своих интересах". Это странно - Конституция России в статье 35 гарантирует неприкосновенность частной собственности. И не важно, посягнули на эту собственность с целью хищения или просто так, для развлечения. Коль взялось государство защищать имущество своих граждан - пусть защищает без всяких оговорок.
Руководитель аналитического управления Департамента уголовного розыска полковник милиции Анвар Рустамов рассказал корреспонденту "Российской газеты", что в Белоруссии уже не штрафуют за такие "развлекательные" угоны, а сразу сажают. И вот профилактический эффект: количество угонов - любых - вдруг сократилось вдвое.
Досье "РГ"
Преступный бизнес на украденных автомобилях разрастается: в среднем в год воруют 120 тысяч машин. За три года стали угонять на 70 процентов больше. Только в Москве ежегодно не по своему желанию расстаются с "железными конями" около 13 тысяч водителей и в Санкт-Петербурге - 8 тысяч. Тенденция идет по нарастающей - количество угонов автотранспорта только за
6 месяцев возросло на десять с половиной процентов - более чем на 4 тысячи машин.