18 августа в Казахстане пройдут внеочередные выборы в нижнюю палату парламента - Мажилис. После выборов в действие войдут дополнения и изменения в Основной закон страны. О том, как чувствует себя накануне голосования Народно-демократическая партия "Нур Отан" (Светлая Отчизна), которую возглавляет президент страны Нурсултан Назарбаев, - в интервью заместителя председателя партии, руководителя Фонда устойчивого развития Казахстана "Казына" Кайрата Келимбетова.
Российская газета | Социологические опросы дают вам заметное преимущество на предстоящих выборах. А на какой результат рассчитываете вы?
Кайрат Келимбетов | По итогам выборов мы предполагаем завоевать по меньшей мере 80 процентов голосов избирателей, хотя самые смелые прогнозы обещают нам даже 90 процентов.
Уже раздаются голоса, что будет, мол, использоваться административный ресурс, что в урны могут вбрасываться пачками уже заполненные бюллетени. Такого в Казахстане не будет. Сегодня самосознание и самоидентификация населения настолько высоки, что сказать кому-то, что ты должен голосовать за определенную партию, просто нереально.
Те предполагаемые проценты голосов, которые дают право "Нур Отан" считаться лидирующей партией, - это фактически рейтинг самого президента, являющегося нашим председателем.
Убежден, сторонники президента видят магистральное направление движения, что позволяет нам следовать путем развития эффективной рыночной экономики и демократии.
Так что наша партия, которая объединяет более 600 тысяч человек и считает себя президентской, после победы на выборах сможет называться еще и правящей.
РГ | Какие из 7 политических партий, участвующих в выборах, имеют шанс пройти в парламент?
Келимбетов | Общее соображение такое: это будут партии, у которых есть осмысленное представление о будущем. В их числе, на мой взгляд, "Ак жол" (Светлый путь. - Ред.).
РГ | Будет ли, на ваш взгляд, после выборов смена правительства и его руководителя?
Келимбетов | Думаю, что курс правительства меняться не будет, потому что это курс президента. Кроме того, обычный правительственный цикл в Казахстане равен 2-3 годам. Возможно, что по итогам первого года работы состав правительства частично изменится, поскольку после выборов, после отставки правительства появится возможность скорректировать кадровые решения.
РГ | Не секрет, что инициированные президентом изменения в Конституции вызвали неоднозначную реакцию и в самом Казахстане, и за его пределами. Все-таки для чего нужны были эти изменения?
Келимбетов | Действительно, было очень много разных мнений. Я хотел бы вернуться к позиции президента и к недавней истории нашей страны.
Разве можно было 15 лет назад, когда большинство населения республики и, соответственно, законодательные органы власти считали себя левоцентристами, рассчитывать на то, чтобы провести резкие, радикальные рыночные реформы? Однако власти это удалось. Были приняты законы, которые позволили реально создать институт частной собственности, запустить рыночные механизмы, одержать верх либеральным экономическим идеям. Это, повторю, заслуга власти. Понятно, что в тех условиях невозможно было создать законченную модель демократического общества. Это могло бы остановить рыночные реформы и, как следствие, угрожало независимости государства.
Прошло 15 лет, и в Казахстане начал формироваться класс собственников, новый средний класс, и у каждого социального слоя появилась возможность заявлять о себе и о своих интересах, в том числе политических. Отвечая на эти вызовы, президент начал ускорять темпы демократизации. Причем делает он это исходя из объективных факторов и явлений в обществе, из тех представлений о политической реформе, которые ранее были высказаны во всех его стратегических планах.
Сегодня рейтинг "Нур Отан" составляет 80 процентов, но через какое-то время может быть и больше, и меньше. Понятно, что при таком доминировании внутри партии возникают различные течения, которые будут сопоставлять, спорить о путях, методах и темпах развития государства и общества. Кроме того, местом для дискуссий станет парламент, тем более что не исключена возможность создания коалиционного, технократического правительства.
Так что есть много площадок для диалога, причем для диалога конструктивного.