Российским лицом всемирно известных мировых брендов стала физиономия охранника

Недружелюбный взгляд из-под иссеченных шрамами бровей, широкие покатые плечи спортсмена, сбитые костяшки кулаков, элементы строгого костюма в одежде, рация с проводом-пружинкой в ухо и табличка с иностранной, но уже такой родной нам надписью "Security"...

Никаких преувеличений. Практически все охранники - бывшие или действующие военные, милиционеры, сотрудники спецподразделений, выучке которых позавидует даже элитное подразделение рейнджеров армии США. Отличные системы сигнализации, контактные и объемные, многие типы которых взяты на вооружение Федеральной службой охраны РФ. Видеонаблюдение такое, что милиции остается завистливо облизываться и робко просить службу безопасности бутика о помощи, если преступление произошло неподалеку. Так что не удивляйтесь, если, придя за покупками в какой-нибудь из московских бутиков, вместо праздничного ощущения скорой и дорогой покупки вы почувствуете на себе строгий взгляд человека у двери. Как будто он глядит на вас через прорезь прицела.

Для чистоты эксперимента выбираем полюбившуюся гостям столицы и местным богатым потребителям центральную Тверскую улицу. Куда ни плюнь - бутик. Причем один другого дороже. Медленно проезжаем мимо. Увидев направленный объектив фотокамеры охранники робеют, но пост не покидают. В кадр попадают лица и спины, причем нельзя сказать, какая часть тела охранника пугает больше. Впрочем, привычных к такого рода антуражу москвичей этим не удивишь. Другое дело иностранцы.

- Наш охранник напугал самого Джереми Айронса (звезда мирового кино, американский актер. - Прим. ред.), во время его недавнего приезда в Москву, - гордо заявил корреспонденту "Российской газеты" менеджер одного из самых модных московских бутиков, представившийся Сергеем. - Актер решил прогуляться по городу в одиночестве, без свиты. Все было хорошо, пока Айронс не попытался зайти в магазин. Он был остановлен охранником на входе. Нашего секьюрити насторожило то, что Айронс долго вглядывался через витрину, а также его внешний вид: актер был одет в видавшие виды куртку и потрепанные, рваные джинсы. Больше всего секьюрити смутила знаменитая небритость Джереми. В общем, если бы не стоящий неподалеку кассир, дело могло и до международного скандала дойти. К счастью, наши кассиры иногда бывают в кино. Сейчас мы подумываем о том, чтобы отправлять в кино всех наших охранников в обязательном порядке. Чтобы лица узнавали.

Если привыкшему к западной демократичности в поведении и внешнем виде актеру с мировым именем происшедшее показалось лишь забавным эпизодом в его поездке по России, то для нас, местных жителей, охранник часто становится последней инстанцией в так называемом фейс-контроле". И если он "пошлет", нам останется только идти...

...Едем дальше. Вот бутик с мировым именем: два охранника с фигурами тяжелоатлетов в облегающих тугую мускулатуру майках со смехом показывают тщедушному рабочему, куда тащить тяжелые коробки. Вот бутик ювелирный: бритый налысо бугай смотрит на нас с терпением хорошо тренированного волкодава. Дорогое кафе: охранник практически перегородил своим мощным телом вход в заведение. Стоящий рядом милиционер не смотрится. Что делать: попросить его подвинуться или осторожно переступить через вытянутые ноги? Чтобы, не дай бог, не задеть это грозное тело...

...К сожалению, таковы современные московские реалии, и с этим ничего не поделаешь, - рассказала корреспонденту "РГ" директор одного из московских бутиков, торгующих женскими аксессуарами Екатерина Рябова. - Да вы посмотрите, кто только по улицам ходит. Отпетые люди. Таким ничего не стоит и камнем в витрину кинуть, и внутри дебош устроить. Бывало, наша служба безопасности простых прохожих от хулиганов из беды выручала. Кому-то присутствие суровой, представительной охраны даже льстит, приехавшие с Рублевки покупатели чувствуют себя в привычной обстановке, как дома. Тем более что мы не скупимся, посылаем наших охранников на специальные курсы, где их учат вежливому обращению с клиентами. А с антуражем приходится мириться - ничего не поделаешь. Без мордоворота в витрине дело не пойдет.

Побывавшие за границей соотечественники знают, что в дорогой бутик где-нибудь в Милане или Париже можно зайти, не заметив охранника. Неужели, во Франции разучились хулиганить или грабить магазины? Отнюдь. Просто, прожившие в капитализме столетиями европейцы научились четко разграничивать свои функции: продавец работает в салоне, а службе безопасности отведены отдельные помещения, незаметные покупателям. Но, поверьте, стоит только произойти внештатной ситуации, как охрана четко среагирует.

Отечественная же статистика нападений на дорогие бутики свидетельствует: российская охрана крайне редко способна эффективно противостоять вооруженным бандитам. Так что бритоголовые хлопцы способны устрашить только невооруженных покупателей, оказать сопротивление вооруженным налетчикам - у них, как правило, кишка тонка. Но даже если охранники эффективны - почему именно они, а не продавцы, консультанты и менеджеры встречают нас у входа в магазин, почему именно они стали российским лицом всемирно известных брендов?

Захар Артемьев

 

безопасность

За 15 лет российские частные охранные предприятия сильно видоизменились и структурировались. Если раньше охранники в основном нанимались для отпора криминальным "крышам" или "разборок" с конкурентами, то сегодня время широкомасштабных "гангстерских войн" прошло. Правда, ни один рейдерский захват пока без участия ЧОПа не обошелся.

Охранные структуры делятся на два вида - самостоятельное частное предприятие и служба безопасности, созданная при конкретной фирме. Такие, кстати, порой превращаются в карманные армии иных олигархов.

Различаются ЧОПы еще по количеству бойцов: есть небольшие, с полусотней сотрудников и даже без оружейных лицензий, есть и целые межрегиональные холдинги. Таких холдингов - чуть больше 20 процентов. Но именно им принадлежит львиная доля рынка.

Подавляющее большинство услуг, оказываемых такими предприятиями, - охрана каких-либо стационарных объектов - киосков, магазинов, гаражей, стройплощадок, заводов, складов, офисов, общежитий, школ, больниц - в общем, всего, что, по мнению хозяев или пользователей, нуждается в охране. Такая работа составляет более 80 процентов деятельности всех ЧОПов. За час охраны одного поста платят в среднем 4 - 2 доллара. Это в принципе недорого и служит решающим аргументом в пользу выбора между частным охранником и милиционером: директору обычной школы приходится в месяц платить за частный пост около 30 тысяч рублей, а милицейский обошелся бы как минимум вдвое дороже.

Вторая по востребованности услуга - сопровождение и охрана грузов. И третья - пультовая охрана, когда ЧОП устанавливает систему сигнализации, формирует группу немедленного реагирования и приезжает по вызову.

Меньше всего сегодня востребованы телохранители. Бодигардов нанимают либо ради престижа, либо на короткий срок, когда клиент действительно чувствует опасность.

В стране готовят бойцов охраны около полусотни частных школ. Но лишь немногие из них вправе выдавать удостоверения, которые удовлетворят придирчивые милицейские лицензионные службы. В каждом регионе таких не более четырех. И только милиция решает, получит ли человек право на приобретение служебного пистолета Иж-71 (немного видоизмененный пистолет Макарова).

Аналитики рынка охранных услуг предполагают, что давление МВД и других силовых структур на ЧОПы будет усиливаться - по различным причинам. Правда, насколько такое давление увенчается успехом - большой вопрос.

Объективно милиция не может спокойно наблюдать за расползанием по частным структурам короткоствольного нарезного оружия - пистолетов. По сути, лицензирование охранника - замаскированная продажа пистолетов обычным гражданам. Не факт, что человек, получивший законное право на ношение "ствола", будет обязательно кого-то охранять. Достаточно лишь выполнять некоторые обязательные упражнения - регистрация, уплата символического налога и т.д. Не секрет, что немало бандитов носили оружие абсолютно легально. Да и сами условия создания ЧОПов вполне позволяют манкировать установленными правилами. Некоторые предприниматели регистрируют сразу несколько ЧОПов. Один - постоянно действующий, другие - на всякий случай. Если вдруг милиция по каким-то причинам закрывает ЧОП, все бойцы перемещаются на "запасной аэродром".

Еще больше тревожит милицию и другие "компетентные органы" наличие под боком, пусть и законное, большого количества сплоченных, вооруженных и неплохо обученных мужчин. Которые подчиняются только своим нанимателям. И любой генерал им не указ.

Но самое неприятное, что мимо проходят огромные деньги. Несмотря на существование и весьма неплохие показатели милицейской вневедомственной охраны, многие бизнесмены, коммерческие и даже государственные предприятия предпочитают услуги частников. По приблизительным подсчетам в год ЧОПам платят около 4 миллиардов долларов. Для сравнения: в США - свыше 50 миллиардов долларов, в Великобритании - свыше 10 миллиардов, в Германии - около 7,5 миллиарда долларов. Поэтому столь прибыльный бизнес, несмотря на конкуренцию с силовыми структурами, имеет хорошие перспективы.

Впрочем, конкуренция не мешает силовикам тесно сотрудничать с частной охраной. Причем не только в привлечении чоповцев к обеспечению порядка на массовых мероприятиях, совместные патрулирования, но даже и к борьбе с террористами. Например, ФСБ и МВД даже проводят совместные учения со службами безопасности некоторых нефтяных компаний по охране крупнейших хранилищ горюче-смазочных материалов, перерабатывающих заводов и нефтяных и газпроводов. Кроме того, не секрет, что охранные структуры - гарантированное место работы для многих силовиков-отставников.

Михаил Фалалеев

Досье "РГ"

В России около 1 миллиона частных охранников.
Лицензии на владение служебным огнестрельным оружием имеют около 700 тысяч человек, только в Москве - почти 200 тысяч.
Численность охранных структур - от 50 до 2 тысяч бойцов.
Зарегистрировано около 22 тысяч ЧОПов и свыше
4000 служб безопасности, в Москве - 4700 ЧОПов.