В ближайшие дни многие орловцы будут вынуждены перейти на новые отношения в сфере ЖКХ. В областном центре вступил в завершающую стадию процесс трансформации муниципальных ЖЭУ в общества с ограниченной ответственностью.
Власти уверяют, что это позволит руководителям предприятий самостоятельно формировать штаты, нанимать специалистов, устанавливать зарплату и без посредников решать вопросы, связанные с обслуживанием жилого фонда. Параллельно в области началось создание альтернативной общественной организации - Союза собственников жилья. Он призван помочь рядовым жителям не только адаптироваться к новым условиям, но и сделать осознанный выбор формы управления своим многоквартирным домом. О том, как не растеряться в этом выборе, нашему корреспонденту рассказал один из "отцов-основателей" Союза, член организационного комитета по созданию Всероссийской общественной организации домового самоуправления, координатор проекта в ЦФО Алексей Кузьмин.
Российская газета | Трансформация муниципальных предприятий ЖКХ продиктована требованиями нового Жилищного кодекса, а потому вполне объяснима. Однако для многих она все равно явилась неожиданностью, поскольку проходит в сжатые сроки и не сопровождается широкой информационной поддержкой, оставаясь для населения "котом в мешке". Почему так происходит?
Алексей Кузьмин | К этому понуждает тяжелое положение, сложившееся в сфере городского ЖКХ. Два "головных" коммунальных предприятия из четырех находятся в стадии банкротства, еще два вплотную подошли к этой черте. Поэтому трансформация происходит так быстро. В августе нынешние ЖРЭУ и ЖЭУ превратятся в ЗАО и ООО. Их учредителями выступят действующие начальники этих предприятий. Но перевод на частную основу пока мало что даст собственникам жилья. Качество, скорее всего, останется тем же, а стоимость услуг может возрасти. Хотелось бы ошибаться, но я нигде не могу получить ответ на вопрос, что мешало этим же работникам повысить качество обслуживания населения в то время, когда они подчинялись муниципалитету. К тому же реформируются, в основном, структуры, которые собирают деньги с населения.
РГ | Как же быть в такой ситуации рядовым потребителям? Безоглядно довериться "трансформированной" компании - или же найти возможность общественного контроля за ней?
Кузьмин | Недавно я побывал на общем собрании жильцов на улице Маринченко. Вместо того чтобы рассказывать о возможных формах управления домом, юрист ЖЭУ расхваливал собственное предприятие. А люди так и не получили необходимой информации. Это объяснимо, ведь частную структуру в первую очередь интересует прибыль. И дом она рассматривает как объект получения прибыли. Другое дело, когда в городе возникнет институт непосредственного управления, которого у нас пока практически нет. Тогда жители начнут сами распоряжаться своими деньгами и во главу угла встанет качество услуг, а не их стоимость. Объединение в общественную организацию поможет людям справиться с рядом наболевших проблем, вместе их решать значительно легче.
РГ | Но зачем жильцу лишние хлопоты? В лице новых ООО и ЗАО жилец все равно хочет разглядеть государство, которое его не бросит в любом случае. Не проще ли доверить свой дом частной компании, пришедшей на смену ЖЭУ?
Кузьмин | Чтобы житель был уверен в том, что ему окажут качественную услугу, в городе должна существовать жесткая конкуренция. Но сегодня в Орле действует всего около десятка частных компаний, которые предлагают свои услуги в сфере ЖКХ. Поэтому речь идет об олигополии - работе в условиях нескольких монополий. Понятно, что жителю придется выбирать управляющую компанию, действующую в районе его проживания. Никто из другого района к нему просто не придет. Выбор будет невелик, что не пойдет на пользу никому.
РГ | Что же делать жильцам, в домах которых текут трубы, заливая подвалы, протекает крыша, рушатся подъезды?
Кузьмин | Надо бороться за свои права. Приведу простой пример. Жители домов по улице Рельсовой уже много лет бьются над тем, чтобы у них провели капитальный ремонт. Раньше эти дома были ведомственными, принадлежали железной дороге. Потом они были переданы на баланс муниципалитету. В соответствии с законом при передаче РЖД перечислило городу деньги, необходимые для проведения ремонта, что-то около 7 миллионов рублей. Но до домов они не дошли. Узнав об этом, жильцы принялись за поиски пропавших денег, добрались до суда. Процесс они выиграли. Как раз на этой неделе вступило в силу решение суда. Согласно ему, муниципалитет обязан выполнить ремонт одного из домов по улице Рельсовой. Суд сам, на основании экспертизы, определил объем работ. В денежном выражении получилось даже больше, чем требовали жильцы.
РГ | Но это единичный пример, да и в суд пойдет далеко не каждый. Имеет ли смысл подобная борьба?
Кузьмин | Да, имеет - хотя многим не хватает знаний, средств и времени. Чтобы идти в суд, надо получить доверенность от каждого собственника. Процесс этот довольно трудоемкий. Если же в доме действует товарищество собственников жилья, все становится проще - требуется всего одна доверенность. А суд порой является последней инстанцией, где могут помочь человеку. Например, сейчас в Орле идет по-своему уникальная тяжба. Жильцы требуют от ЖЭУ выселиться или заплатить арендную плату за подвал, который используется коммунальщиками для складских целей. Помещение занимает площадь около двухсот квадратных метров. Средняя стоимость аренды в Орле составляет 300 рублей за квадратный метр в месяц. То есть жильцы борются за 50-60 тысяч рублей, которые они могут перенаправить на ремонт дома.
РГ | А готовы ли домовладельцы объединяться?
Кузьмин | На сегодняшний день готовность вступить в Союз выразили представители 22 домовых комитетов. Их привлекает очевидная выгода. Во-первых, в рамках Союза будет происходить обмен опытом, что немаловажно в условиях реформирования. Во-вторых, взаимная поддержка поможет экономить деньги. Например, в ТСЖ должен быть свой бухгалтер. Если объединятся несколько ТСЖ, они могут нанять одного бухгалтера на всех. Пока идея объединения витает в воздухе. Но, думаю, уже в сентябре новая организация будет зарегистрирована.
Справка "РГ"
На сегодня с выбором формы управления своим домом определились всего около 20 процентов орловских собственников жилья. Жители 10 домов создали ТСЖ, остальные решили довериться управляющим компаниям. Не определившихся ждет открытый конкурс. В Орле осталось около двух тысяч домов, жители которых пока не определились с формой управления. По закону муниципалитет имеет право проводить открытые конкурсы с 1 января 2007 года. Однако городские власти не спешат воспользоваться своим правом, предлагая жителям сделать выбор самостоятельно. По результатам конкурсов собственники помещений заключают договор управления на срок не менее одного года и не более чем на три года. Во время действия такого договора собственники имеют право в одностороннем порядке отказаться от услуг управляющей компании по решению общего собрания и самостоятельно выбрать способа управления. В любом случае, все обязательства организаций, отвечающих за управление, содержание и ремонт многоквартирного дома, будут сохраняться до момента возникновения новых обязательств.