Поморцы углубляют Северную Двину

Обмеление главной водной артерии региона, Северной Двины - одна из самых актуальных на сегодня проблем. По Двине и боковым рекам доставляют топливо и грузы в населенные пункты, для которых водный путь - единственно возможный, транспортируют лес. Для того чтобы поддерживать реку и ее притоки в судоходном состоянии, необходимы регулярные дноуглубительные работы. Об этих и других проблемах корреспонденту "Российской газеты" рассказал руководитель федерального государственного Северо-Двинского бассейнового управления водных путей и судоходства ("Севводпуть") Леонид Первушин.

Российская газета | Леонид Семенович, в последнее время проведение дноуглубительных работ на Северной Двине осуществляется в недостаточном объеме. А как обстоит дело в этом году?

Леонид Первушин | Действительно, с 1990-х годов на Северной Двине проводится слишком мало дноуглубительных работ. Были времена, когда из-за недостатка финансирования мы не могли даже вывести флот на реку, потому что не было средств на закупку топлива. К 2001-2004 годам ситуация улучшилась. Тогда из областного бюджета нам стали поступать средства, но потом финансирование прекратилось.

Сейчас все работы по дноуглублению проводятся в соответствии с программой гарантированных габаритов судовых ходов, утвержденной минтрансом. По этой программе к нам и поступают деньги от федерального центра. Впрочем, согласно Гражданскому кодексу, мы можем заключить договор с региональной властью.

В соответствии с Кодексом внутреннего водного транспорта Российской Федерации, проведение путевых работ, а также содержание судоходных гидротехнических сооружений осуществляется бассейновыми органами государственного управления за счет средств федерального бюджета, доходов от собственной деятельности, а также из других не запрещенных законом источников.

К сожалению, уже третий год из бюджета Архангельской области на проведение необходимых работ на Северной Двине не было выделено ни рубля. Хотя потребность в софинасировании есть. Ведь в основном все работы по дноуглублению выполняются для предприятий лесопромышленного комплекса, для которых водный путь - наиболее выгодный способ транспортировки сырья. А ЛПК составляет основу экономики региона.

При этом в целом федерация недофинансирует нужды содержания главной водной артерии области - Северной Двины - на 20 процентов. Доля средств по полной программе работ, необходимых на дноуглубление наших рек, составляет порядка 40 процентов федеральных денег.

В этом году по выполнению программы на реках области работают семь земснарядов. Уже извлечено более 2,5 миллиона кубометров грунта на перекатах, то есть мелководных участках русла Северной Двины, наиболее сложных для судоходства.

РГ | Участвует ли лесной бизнес в финансировании дноуглубления?

Первушин | В настоящее время лесопромышленники не выделяют средств на проведение работ на внутренних водных путях. Думаю, что они ждут какого-то комплекс-ного решения этой проблемы. Ведь была же практика, когда лесопромышленники вкладывались в дноуглубительные работы в зависимости от объемов перевезенного леса. У нас есть примеры работы по договорам с отдельными предприятиями ЛПК, но массового характера они не приобрели.

РГ | Да, но ведь выгода перевозки грузов по рекам очевидна?

Первушин | Я уверен, что речная дорога всегда будет востребована, а особенно в нашей области, где транспортная инфраструктура развита слабо. Посмотрите, в каком состоянии автомобильные дороги региона - они разбиты, потому что основной объем перевозок лег на автотранспорт. Полгода у нас на Севере можно пользоваться дешевым речным видом транспорта, а в это время дать возможность отремонтировать автомобильные дороги.

РГ | Отсутствие проезжих дорог, недофинансирование дноуглубления ставят под угрозу заготовку в неосвоенных лесных массивах, а особенно на стыке Пинежского и Верхнетоемского районов.

Первушин | Земснаряд "Северо-Двинский - 307" нашего управления по заказу районной администрации прибыл в район Верхней Тоймы 15 июля, в тот же день начал работу на Северной Двине. На эти цели из резервного фонда главы администрации Верхнетоемского района выделено 490 тысяч рублей. Решение было принято в связи с резким падением уровня воды в реке - по 10 сантиметров в день. На подходе к Верхней Тойме обычно ходит паром, но при обмелении реки его работа невозможна. Население оказалось отрезанным от "большой земли". А во время сплава леса ситуация вообще могла стать катастрофической без работы земснарядов. Получается, что ситуацию спасла только реальная заинтересованность муниципальной власти.

Участок реки от Верхней Тоймы и ниже по течению Двины Ц самый напряженный. Лесозаготовителям, которые работают здесь, особенно на правом берегу реки, не вывезти свою продукцию другими путями, кроме как по реке. Наше предприятие разработало и направило в администрацию области предложения по налаживанию полноценной навигации для вывозки леса из этого района, но ответа пока нет, как нет и денег.

РГ | Леонид Семенович, развивается ли судоходство на внутренних реках области?

Первушин | Все реки требуют к себе внимания. И если Северная Двина - река федерального значения, которая попадает в программу гарантированных габаритов, то другие просто остались без финансирования. С уменьшением денежного потока на содержание рек снизились габаритные стандарты и, соответственно, объемы перевозок грузов и пассажиров. К 1996 году объемы перевозок грузов уменьшились до 1 миллиона 600 тысяч тонн. Помощь области позволила увеличить объем работ по дноуглублению и расширению грузового хода. Предприятия ЛПК поверили в возможность стабильно работать на реках области. К 2005 году объем перевозок увеличился до 5 миллионов 200 тысяч тонн. Тогда по реке Северной Двине пошел крупнейший теплоход "Адмирал Кузнецов".

Теперь мы снова вынуждены перейти на минимальные габариты дна реки - 1 метр 45 сантиметров, а "Адмирал Кузнецов" больше не работает по нашему маршруту. Нужно понимать, что, вкладывая деньги в развитие водной инфраструктуры, область получит огромную прибыль Ц как от увеличения грузо и пассажиропотока, так и от привлечения туристов, которые с удовольствием совершат круиз на белоснежном лайнере по красавице Двине.

РГ | В прошлом году встал вопрос о продлении сроков навигации на Северной Двине до 3 ноября. В этом были заинтересованы лесопромышленные компании, но нужны были средства. Скажите, может ли подобная ситуация повториться в этом году и как ее предотвратить?

Первушин | Конечно, подобная ситуация может возникнуть и осенью этого года. До 1 октября мы гарантированно будем содержать судоходную обстановку на областных реках, что касается работ за пределами сроков навигации, естественно, они будут осуществляться, но уже на договорной основе с конкретными предприятиями. Другого выхода из создавшегося положения я не вижу.

РГ | Внедряются ли сейчас новые технологии спутниковой навигации при проведении дноуглубительных работ?

Первушин | Да, мы одни из первых стали применять спутниковые системы позиционирования при проведении дноуглубительных работ. С помощью спутниковой системы мы проводим промеры глубин на перекатах второй год подряд. Благодаря этому повысилась оперативность нахождения перекатов и производительность труда на предприятии.

Кстати

Весной 2006 года более одного миллиона кубометров лесного сырья осталось в плотах на плотбищах. Это произошло из-за низких, недостаточных для сплава уровней воды в реках после ледохода. К концу навигации на плотбищах оставалось около 200 тысяч кубометров сырья. Остальное пришлось вывозить авто- и железнодорожным транспортом.