Бюджеты сельских поселений, особенно отдаленных северных районов, уже год как не могут вписаться в Закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ".
Ивановский бурьян
Еще несколько лет назад село Ивановка считалось одним из крепких хозяйств Зейского района: здесь занимались животноводством, выращивали овощи, сеяли зерновые. В Ивановском отделении агропромышленного комплекса "Зейский" (АПК) насчитывалось около сотни голов крупного рогатого скота. А если вернуться в более далекое прошлое, то можно вспомнить, что на ивановских полях колосились ячмень и овес, росли картофель, капуста, свекла, морковь. Сегодня 1850 гектаров пахотных земель зарастает бурьяном, нет и буренок, кроме тех, что имеются в личных подворьях. На зерновом дворе - запустение и разруха. Одиноко бродит сторож, который больше года не получает зарплату.
- Нет у нас теперь ничего, - говорит управляющая Ивановским отделением АПК Ольга Чернышева, - последних коров в прошлом году перегнали в Овсянку, но и тех за зиму порешили. Остались долги по зарплате, но, по всей видимости, никто их выплачивать нам не собирается. Охраняем пока зерновой склад, чтобы последнее не растащили на металлолом.
А ведь был когда то в Ивановке и знаменитый на весь район комплекс по выращиванию свиней. По тем временам механизированный по последнему слову техники. От того свинарника даже бетонной крыши не осталось. Можно вспомнить и о том, что в отделении держали 300 голов фуражного скота, более тысячи голов молодняка.
По словам Татьяны Рабчук, заместителя директора АПК, сокращение производства прошло по всем отделениям Зейского района. По ее мнению, основная причина - недостаток кадров.
- В сельском хозяйстве работать никто не хочет. В Ивановке не справились с запланированным объемом работ: не засеяли поля, не заготовили сено. Поэтому пришлось поголовье перевести в Овсянку, - рассказывает она. - Но и в Овсянке сложилась та же ситуация. Оставшихся буренок затем передали сосновоборскому фермеру в аренду. Так что же, конец сельскому хозяйству в районе?
В Ивановке на сегодняшний день проживает 502 человека, 17 семей стоят в очереди на получение жилья. Конечно, как и прежде, выращивают овощи на своих огородах, даже с избытком. Но реализовывать их негде. Приезжают перекупщики из Якутии, предлагая цену, которая не устраивает селян, ведь не хочется отдавать за копейки результаты своего труда. Поголовье скота в подворьях сокращается. Молодежь уезжает работать вахтами на строительство федеральной дороги, рудник, в артели. И только крестьяне старой закалки стараются выжить за счет подсобного хозяйства, но корма для скота дорогие.
Когда шло реформирование совхозов, району нужно было забирать собственность и передавать ее сельским администрациям
Неподалеку от Ивановки раскинулось другое село - АмуроБалтийск. Жителей там в два раза меньше, чем у соседей, а славилась эта деревня пчелопасекой, с которой качали по две тонны меда за сезон, но и ее давно уж нет.
Дырявый бюджет
Закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", который сулит поселениям самостоятельность, за год своего действия в Амурской области облегчения не принес. Руководитель Ивановской сельской администрации Александр Савченко сетует:
- В прошлом году прожили за счет дотаций из района, своих доходов сумели собрать 65 тысяч рублей. А с чего их собиратьто? Земля не востребована, есть небольшие суммы с подоходного налога за работников тех организаций, что у нас сохранились, да еще с транспортного налога. Нужно организовать какое то производство.
Глава местного самоуправления говорит, что и рад бы сделать что то для села, например оставил на ремонт дорог 60 тысяч рублей, но федеральные службы "взяли за горло" строй скотомогильник. Еще нужно выложить кругленькие суммы за межевание земель под кладбище, полигон бытовых отходов. 200 тысяч необходимо на промывку системы в клубе. Бюджет села в этом году утвержден в размере 2,2 миллиона рублей, что на 200 тысяч меньше, чем в прошлом. Откуда брать деньги, как их зарабатывать? Эти вопросы мучают глав всех поселений.
- Нам бы тогда, в самом начале перестройки, этот 131й закон, - вздыхает Клавдия Березинец, глава АмуроБалтийской сельской администрации. - А сейчас как можно быть самостоятельными, если в кармане нет ничего и производство закрылось? Когда шло реформирование совхозов, району нужно было забирать в собственность производственные помещения, гаражи, котельные и передавать сельским администрациям. По такому пути пошли в Серышевском районе, там удержали сельхозпроизводство и успешно развивают его в настоящее время. А у нас не осталось ничего: зерновые не сеем, ферма закрылась. Поголовье скота за последние два года в личных подворьях сократилось с 60 до 30 голов.
В селе народ наскучался без работы. Женщины просят Клавдию Ивановну купить 10 - 15 буренок, чтобы доить их. Она бы и рада, но где взять деньги - бюджет на этот год составляет чуть более 1,5 миллиона рублей. Да и куда сбывать молоко, ведь в районе нет перерабатывающих предприятий. Даже мелкое хозяйство себя не окупит - нет техники для заготовки кормов, а те крохи, которые есть в сельском бюджете, надо также распределить на обустройство дорог, содержание Дома культуры, ремонт котельной, оформление документации на землю.
Всего две семьи в АмуроБалтийске - Андрея Сотника и Вячеслава Разгоняева - не побоялись пройти бюрократическую волокиту, оформили в банке ссуду для развития личных подсобных хозяйств и приобрели технику. Но и они развивать подсобное хозяйство могут только для себя. Реализовать сельхозпродукцию весьма затруднительно: до райцентра более 60 километров, а в других деревнях своих овощей, мяса и молока в достатке.
Геннадий Кузин, руководитель администрации Зейского района:
- Пока в федеральных программах, кроме национального проекта, направленного на развитие агропромышленного комплекса в стране, ничего не обозначено. Сам нацпроект ориентирует селян на развитие личных подсобных хозяйств, так что инициатива должна исходить от самих людей.
У меня большие надежды, что на месторождение Боргуликан, которое расположено недалеко от этих сел, придут инвесторы. По хорошему счету, на горнообогатительной фабрике, которую при хорошем раскладе там будут строить, должно работать до двух тысяч человек. Значит, близлежащие села могли бы обеспечивать предприятие сельхозпродукцией.