По его словам, Белград готов отказаться от некоторых "суверенных прерогатив" в отношениях с краем. В частности, предоставить Косово самостоятельный доступ к ресурсам Всемирного банка и Международного валютного фонда. А также согласиться на участие Приштины в работе международных финансовых институтов и даже на открытие представительств Косово за рубежом.
"Косово может быть предоставлена самая широкая из всех возможных в современных международных условиях автономия. Мы готовы отказаться от многого, но они также должны быть готовы от чего-то отказаться", - заявил Еремич.
Смысл, скрывающийся за расплывчатыми формулировками сербского МИДа, понять несложно. Белград, который на протяжении нескольких лет испытывал на себе нешуточное давление со стороны Европы и США, фактически уже смирился с тем, что Косово рано или поздно обретет независимость. И, по сути, готов предоставить ее Приштине уже в самое ближайшее время.
Но при этом для сербского руководства очень важно "сохранить лицо". Поэтому его представители согласны на любые уступки, лишь бы сам термин "независимость" в итоговых соглашениях не прозвучал. Именно с этим связаны такие формулировки, как "самая широкая автономия".
Еремич признал, что пока позиции сербского руководства и косовских албанцев в отношении судьбы края еще сильно расходятся. Однако он считает достижение компромисса возможным.
Дело в том, что в ближайшее время Белград и руководство косовских албанцев должны провести новый раунд переговоров. По мнению Еремича, этой возможностью Сербия целиком и полностью обязана России.
"Благодаря принципиальной позиции России - полному следованию международным законам - мы получили возможность провести эти переговоры. Но ни у кого не должно быть никаких сомнений в том, что стратегически Сербия нацеливается на членство в ЕС", - сообщил глава сербского МИДа.
В тот же день сербский министр по делам Косово Слободан Самарджич заявил, что его страна отвергает любые инициативы Брюсселя, которые подразумевают создание конфедерации Сербии и Косово. Он сообщил, что подобные предложения поступают в Белград как неофициальные. "Для нас это абсолютно неприемлемо", - заявил Самарджич.
Очевидно, что для властей Сербии вхождение в состав ЕС является мощным стимулом для того, чтобы решить косовскую проблему как можно скорее. Сейчас перед ними стоит задача получить от Брюсселя как можно больше "бонусов" за свою уступчивость. И этот торг Белград пытается замаскировать громкими заявлениями о принципиальности своей позиции.
Между тем
Стоит отметить, что позиция России в отношении косовской проблемы никогда не подразумевала, что этот край должен при любых обстоятельствах оставаться в составе Сербии. Москва лишь настаивала на том, чтобы решение данного вопроса устраивало обе стороны: как сербское руководство, так и косовских албанцев.