Москвичей избавят от "пищи Франкенштейна"

Еле различимые на лабораторном стекле бурые пятнышки, словно нарисованные фломастером, это и есть зловещие трансгены, которым в столице объявлена война. Для того чтобы выяснить, как их "вылавливают" в колбасе и пирожных, корреспондент "РГ" отправилась в испытательную лабораторию при Центре биологической безопасности - одну из тех, которые теперь исследуют продукты на наличие в них генно-модифицированных организмов.

С 1 июля в Москве введена добровольная маркировка знаком "Не содержит ГМО!" продуктов питания, производимых и реализуемых в столице. И теперь любой производитель, заплатив 1900 рублей, может заказать самое тщательное исследование своего товара. Если анализ не обнаружит следов трансгенов, которые превращают те же пельмени в "еду Франкенштейна", производителю выдадут соответствующий сертификат, и он сможет с чистой совестью наклеить на свой товар соответствующую этикетку.

- Наша лаборатория - одна из первых, созданных в столице, - рассказывает заместитель директора по науке Ирина Комарова. - В составе Центра биологической безопасности она была создана задолго до того, как вышло постановление правительства Москвы "О дополнительных мерах по обеспечению качества и безопасности пищевых продуктов, информированию потребителей в г. Москве".

Напомним, в России еще с 2002 года введена обязательная маркировка продуктов питания, содержащих более 5 процентов компонентов генной инженерии. До этого действовало другое постановление, по которому производители должны были маркировать продукцию, содержащую ГМ-компоненты, вне зависимости от их количества. Причем, по распоряжению минздравсоцразвития, обязательной маркировке подлежат соя и продукты, изготовленные на ее основе, картофель, кукуруза, дыни, кабачки и еще пара-тройка десятков пищевых продуктов, которые наиболее вероятно могут содержать искусственно измененный ген. При этом, если в привезенных на исследование образцах обнаруживаются следы ГМО, производители на этикетках своей продукции должны делать примерно следующую запись: изготовлено с использованием генно-модифицированных компонентов. На деле, правда, этим правилам мало кто раньше следовал. Да и у государства пока нет никаких рычагов воздействия на незаконопослушных производителей, не предусмотрена и их ответственность.

Сейчас ситуация начала меняться. Конкуренция, а также сами потребители, особенно москвичи, которые уже не хотят употреблять в пищу лишь бы что, подталкивают производителей бороться за качество.

В настоящий момент в столице создано 13 городских лабораторий, которые проводят анализы на ГМО, еще две - в области.

- Оборудование, которое установлено как у нас, так и в других городских лабораториях, - уникальное, - поясняет Ирина Комарова. - Например, чип-детектор. Это - отечественная разработка, созданная в объединении "Биоконтроль" при Пущинском научно-исследовательском институте. Импортные аналоги намного дороже и не подходят для нашего рынка. Ведь за границей свои трансгены, у нас - свои.

Ирина проводит по лаборатории. Первая ее часть называется "зона выделения ДНК". Здесь с помощью оборудования и специальных химических реактивов выделается и очищается ДНК продукта. В конце первого этапа получается чистый экстракт ДНК. Дальше выясняется, какую он имеет основу - природную или генно-модифицированную. Затем исследуемый образец помещается в святая святых - зону постановки ПЦР.

-Представьте, что ДНК - это большая молекула, в которую внедрен чужеродный организм - трансген, - поясняет Ирина Комарова. - Он ничтожно мал. По сути здесь нужно найти иголку в стоге сена. Делается это с помощью специального фермента полимераза. Именно этот фермент способен отыскать трансген и создать миллионы, миллиарды его копий. Но первоначально они неразличимы и только при сближении складываются в один трансген. Третий этап - это детекция. Смесь, получаемая в ходе полимерной цепной реакции, наносится на специальный микрочип, обрабатывается химическим раствором и окрашивается. В конце детекции на чипе должен проявиться трансген в виде буро-коричневого пятнышка.

Исследование одного продукта занимает от 10 до 16 часов. Таким образом, на второй день заказчик уже получит готовый результат.

В мире сегодня существуют два лагеря - сторонников и противников генной инженерии. Истина же, скорее всего, лежит где-то посередине. Лабораторные исследования показывают, что существуют риски при употреблении продуктов с трансгенами. Содержащийся в таких продуктах чужеродный белок зачастую становится аллергеном для многих людей. Особенно велик риск возникновения аллергических реакций у детей, поскольку иммунная система у них еще не сформировалась и не может, как у взрослых, отражать все удары извне. Беспристрастная статистика свидетельствует: в последние годы в мире наблюдается всплеск аллергических реакций на пищевые продукты. Вполне вероятно, что это именно следствие употребления в пищу новых чужеродных белков. Другой серьезный риск, как полагают ученые, - это формирование невосприимчивости микрофлоры организма человека к антибиотикам. Ведь некоторые трансгены генноустойчивы к антибиотикам. И если человек начинает употреблять их в пищу, то микрофлора желудочно-кишечного тракта становится устойчивой к данному виду антибиотиков, так как она способна захватывать генно-модифицированный материал. Поэтому если вдруг у человека обнаруживается кишечная инфекция, то привычными антибиотиками с ней уже справиться будет невозможно. Потребуется применение более сильных лекарств, что может быть небезопасно для здоровья. Но это лишь два наиболее распространенных примера. На самом деле подобных рисков много.

Справка "РГ"

Наиболее часто трансгены можно встретить в мясных продуктах и полуфабрикатах - колбасах, консервах, различных паштетах, котлетах, фарше, пельменях. Ведь при их изготовлении крайне часто используется растительный белок, в частности соя. Далее в "группе риска" молочная продукция - особенно различные йогурты, содержащие фруктовые наполнители, в которых может содержаться генно-измененный белок. В кондитерские изделия, детское питание, сухие молочные смеси очень часто добавляется соевое сырье.