На Ближнем Востоке по-прежнему неспокойно. Тревогу вызывает ситуация в палестинском секторе Газа, где хамасовские боевики разгромили ФАТХ. Более того, те же палестинские боевики в Ливане воюют с регулярной армией этой страны.
На этом фоне в самом Израиле продолжается противостояние премьер-министра Эхуда Ольмерта, возглавляющего партию "Кадима" ("Вперед"), и оппозиционных сил. С лидером оппозиции, главой правоцентристской партии "Ликуд" ("Союз") Биньямином Нетаньяху беседует корреспондент "РГ".
Российская газета | Нынешнее кровавое противостояние среди палестинцев и победа ХАМАСа ("Исламского движения сопротивления") в Газе, а также по сути гражданская война в Ливане, подтверждают горькую правоту вашего предвидения, что в случае попыток "умиротворения", а не разгрома радикальных исламистских организаций на границах Израиля появятся террористические образования.
Ведь именно об этом говорится в ваших книгах "Как бороться с террором" и "Война с террором". Не кажется ли вам сегодня, что сложилась парадоксальная ситуация, когда Израиль и ФАТХ оказались в одной лодке?
Биньямин Нетаньяху | Нынешняя ситуация в Газе угрожает не только Израилю. Ведь в непосредственной близости друг от друга организовались два откровенно террористических образования - Иран и ХАМАСленд. Если в Ливане не сумеют остановить "Хезболла" и тех же палестинских террористов, то и страна, еще недавно именовавшаяся ближневосточной Швейцарией, тоже перейдет в разряд террористических. Нельзя забывать и про Сирию, которая отнюдь не миролюбивое государство. Убежден, что проблема ХАМАСа, как и других бандитско-террористических группировок, - головная боль отнюдь не одного Израиля.
Хочу надеяться, что председатель ФАТХа Махмуд Аббас искренне желает мира. Но нельзя забывать, что ФАТХ ни разу не осудил своего бывшего лидера Арафата, создателя этого движения. Вспомним: газета "Аль-Хайет аль-Джадида", находившаяся под патронажем Арафата, называла самоубийц, обрушивших 11 сентября 2001 года самолеты на Всемирный торговый центр в Нью-Йорке и Пентагон, "благородными мстителями".
На мой взгляд, и ХАМАС, и ФАТХ - это вооруженные машины, которые никак не могут поделить власть.
РГ | Господин Нетаньяху, вы не раз отмечали, что террористические режимы, правящие в ряде государств, развертывают по всему миру пропагандистские кампании с целью узаконить террор, оклеветать его жертв. Как этой пропаганде противостоит еврейское государство?
Нетаньяху | Терроризм совершенно безнравственен, а противостоять безнравственности цивилизованному миру крайне нелегко. Ведь что делали боевики "Хезболла" во время прошлогодней войны? Они устанавливали минометы в детских садах, больницах, жилых кварталах, ожидая, что ответные действия нашей армии приведут к жертвам среди мирного населения и вызовут негодование мировой общественности.
Более того, Израиль предупреждал гражданское население о намерении атаковать районы дислокации террористов и просил мирных граждан покинуть те или иные населенные пункты, но боевики, угрожая оружием, заставляли людей оставаться на местах.
РГ | Следовательно, Израиль проиграл пропагандистскую войну палестинцам?
Нетаньяху | Во-первых, войну, которую вы имеете в виду, я назвал бы информационной. Что же касается войны как боевой операции, то ее Израиль, конечно же, выиграл, хотя и не разгромил на голову своих врагов. Еврейское государство просто не может себе позволить проиграть войну, ибо такой проигрыш смерти подобен.
Во-вторых, должен заметить, что информационную войну у противника, который даже жизнь своих граждан не ставит ни во что, выиграть цивилизованному миру в принципе невозможно. Ведь лидеры террористических группировок без зазрения совести посылают на смерть парней и девушек, независимо от того, хотят они стать самоубийцами или желают остаться в мире живых.
РГ | Каковы, на ваш взгляд, перспективы мирного урегулирования ближневосточного кризиса?
Нетаньяху | Прежде всего необходима объективность и понимание происходящего в регионе. Нельзя требовать уступок только со стороны Израиля. От наших уступок аппетиты врагов еврейского государства только разыгрываются. Смотрите, мы вышли из сектора Газа, и на наш город Сдерот, граничащий с сектором, немедленно обрушился шквал палестинских ракет КАСАМ.
Мы уступили стратегически важный Филадельфийский коридор и оружие широким потоком потекло из Египта террористам и уголовникам в тот же сектор. Мы выпустили из тюрем 250 бандитов и нераскаявшихся убийц, которые считаются фатховцами, а не хамасовцами.
И что же мы получили в ответ? Заявление "Батальонов мучеников аль-Аксы" - боевого крыла ФАТХа, что они не сложат оружие в войне с Израилем. У меня нет ни малейшего сомнения в том, что, если бы тогдашний премьер-министр Эхуд Барак 24 мая 2000 года не вывел войска из Южного Ливана столь поспешно, то и результаты второй ливанской войны были бы совершенно другими.
Более того, если бы наши войска, а также части христианской милиции оставались в Южном Ливане, этой - второй войны - вполне можно было бы избежать.
Генеральная ассамблея ООН приняла "Дорожную карту", предложенную в качестве мирного плана квартетом посредников ближневосточного урегулирования (ООН, Евросоюз, Россия, США). Но хамасовцы, победившие на парламентских выборах в автономии, не пожелали выполнять первый же пункт "Дорожной карты" - отказ от террора.
Тогда на любезное рассмотрение террористов была представлена так называемая "Саудовская инициатива".
Но ведь эта "инициатива" опять же требует уступок только от евреев. Все остальное в ней предлагается обсудить (обратите внимание - только "обсудить"!) после того, как Израиль вернется к границам, существовавшим до начала Шестидневной войны в июне 1967 года. Об ответных действиях с палестинской стороны саудовцы даже не заикаются.
РГ | Сегодня не только "Ликуд", но и крайне левая партия "Мерец" ("Молния") требуют отстранения Ольмерта от власти. Однако не кажется ли вам, что в данном случае игнорируется принцип стабильности власти?
Нетаньяху | Я считаю, что если еврейское государство, которое фактически ежесекундно противостоит откровенным убийцам и террористам, будет возглавлять слабое правительство, то на повестку дня станет вопрос о нашем существовании.