08.08.2007 01:00
    Поделиться

    В московском "Манеже" проходит выставка "Люди и время" Сергея Борисова

    В ЦВЗ "Манеж" Московский дом фотографии показывает очередную выставку из серии "Классики российской фотографии". Очередной "классик" - Сергей Борисов, летописец московской и ленинградской артистической тусовки 1980-1990-х, поднявшийся вместе с нею из андеграунда к глянцевым журналам.

    Хотя выставка и называется наподобие документального фильма или книги мемуаров - "Люди и время", особой документальности, а тем более репортажности в ней искать не стоит. Разве что первый снимок экспозиции "Очередь на выставку" (1980), на котором схвачена толпа перед известным заповедником нонконформизма - Горкомом графиков на Малой Грузинской. Да еще фотосессия с юродствующим с похмелья Анатолием Зверевым, любовью и кошмаром московских коллекционеров и многочисленных поклонниц "неряшливого таланта".

    Собственно, и сам Борисов вышел из того же андеграундного сообщества. Даже став известным фотографом, он иногда предается ностальгии по прежним временам, устраивая в своем ателье, превращенным в галерею "Точка", выставки своих друзей-художников.

    Если же попытаться определить амплуа Борисова, то по аналогии с изобразительным искусством его можно было бы назвать мастером исторической картины или портрета. При этом вовсе не обязательно, чтобы фотохудожник запечатлевал парады, различные торжества и власть предержащих. У Борисова были свои герои и своя история (как уже говорилось, артистическая и андеграундная), которую он со знанием дела выстраивал, компоновал, убирал случайное, а иной яркий случай, наоборот, ставил на котурны характерного. Если у прежних исторических живописцев для подспорья были "увражи" с образцами композиций, то у нашего фотографа имелись импортные фотожурналы, откуда и заимствовался изобразительный канон. Суть же его по большей части сводилась к рекламе, к броскому фото на обложке или конверте пластинки. Иные фотографии Борисова, такие как Эдита Пьеха в бальном платье, или теперь уже изрядно забытая звезда советской эстрады Роза Рымбаева, или сбившиеся в кучу на фоне Василия Блаженного участники рок-группы "Коррозия металла", кажется, сделаны по заказу фирмы "Мелодия". Обложечное видение всегда корректировало оптику Борисова, помогая ему превращать наше неказистое художественное подполье и неустроенную артистическую тусовку в подобие дорогого богемного Сохо. Так, раскованно, но в рамках приличия ведут себя на снимках Борисова художники Африка и Тимур Новиков ("Рок-клуб в Ленинграде"), в светскую галерейную жизнь играют распивающие на брудершафт шампанское "из горла" Ольга Свиблова и Леонид Бажанов, а Наташа Королева хотя и играет в советскую Лолиту, но сдерживает себя под строгим взглядом фотохудожника. Адаптированные советские и перестроечные фотоистории Борисова оправдывали ожидания и западной аудитории, которая получала то, о чем приблизительно имела представление.

    В России имеются сталинские высотки - вот вам и полузадрапированная модель, как бы прорастающая свежей травкой на парапете здания на площади Восстания. Россия - еще и родина конструктивизма. Тут модель уже вертится среди конструкций Крымского моста. В СССР теперь свобода. И молодой Олег Газманов встает на руке под гигантскими "Рабочим и колхозницей", Маша Распутина обнажается, художник из группы "Чемпионы мира" рискованно подпрыгивает на парапете набережной (кстати, этот снимок обошел не только многие журналы, но и вошел в каталоги выставок современного искусства). И пик ощущения свободы - дефиле голых оркестранток в саду Эрмитаж ("Джаз для влюбленных", 1994). Правда, это уже несколько напоминает известный эпизод из фильма "Окно в Париж". Видимо, у Сергея Борисова достаточно и самоиронии.

    В целом же фотосерии Борисова вполне достойны того, чтобы из них составить солидную книгу-альбом о наших 80-х, 90-х и начале 2000-х годов. Только назвать ее следовало бы не "история", а, как это было принято в советские времена, "рассказы об истории".

    Поделиться