08.08.2007 03:00
    Поделиться

    Александр Чайковский считает положение с музыкальным образованием в России катастрофическим

    На Россию надвигается культурная катастрофа? Об этом - в беседе с ректором Санкт-петербургской консерватории Александром Чайковским.

    Российская газета | Очевидно, что диктатура авангарда, царившая во всем мире, рухнула, оказавшись колоссом на глиняных ногах. Широкая публика так его и не приняла - слишком сложной и дискомфортной оказалась эта музыка.

    Александр Чайковский | Авангард в своем развитии дошел до какой-то противоприродной субстанции и потерпел фиаско. Не оправдались прогнозы, что музыка Бетховена, Штрауса, Чайковского заменится музыкой Берга, Шенберга, Веберна. И это колоссальная драма культуры XX века. Но в любом случае ее поиски и находки живут, ими пользуются.

    РГ | Так куда же, на ваш взгляд, развивается симфоническая музыка?

    Чайковский | Сейчас идет возврат к гармоничной музыке. Безусловно, это не те гармонии, которые царили в музыке Гайдна, Моцарта, ищутся новые каноны, но все же это музыка, к которой широкая публика восприимчива. Она органична для обычного слуха.

    РГ | Некогда клавесин уступил место роялю. Для передачи гармоний XXI века, очевидно, недостаточно рояля или скрипки?

    Чайковский | Эти инструменты могут передать все, что угодно. Но, конечно, появляются и новые инструменты. Например, "винд" - колокольчики, звучащие как стеклянная россыпь, - вошли в обязательный набор ударных. Благодаря новым технологиям расширяют свои возможности и традиционные инструменты. К примеру, новые сплавы стали эволюционным шагом для медных духовых. Неспроста за тубы, валторны, тромбоны взялись девушки - прежде им попросту не хватало дыхания их даже продуть, не то чтобы играть. Но вообще с инструментами в России катастрофическая ситуация. Закрылись практически все фабрики по их производству.

    РГ | Но ведь жуткие пианино "Красный Октябрь" стали притчей во языцех.

    Чайковский | Зато арфы в Ленинграде делали вполне приличные. А пианино и рояли были хотя бы доступны. Какая музыкальная школа может купить рояль за 10 тысяч долларов? Прежде в универмаге любого райцентра продавали скрипки, виолончели, трубы, горны, и бабушка Маша могла купить внучку за 10 - 15 рублей четвертушку скрипки или за 20 рублей - маленькую флейту, кларнетик. Сейчас это невозможно: ничего не производится, и учиться детям не на чем.

    РГ | Прежде всякий ребенок из "приличной семьи" ходил в музыкальную школу.

    Чайковский | А сейчас музыкальные школы благодаря "дальновидным" решениям минобрнауки перешли в разряд "необязательного" образования и закрылись. Особенно в провинции. Зачем руководству райцентра субсидировать музшколу, если она перестала быть обязательной? А в результате у нас колоссальный недобор в музыкальные училища.

    РГ | А консерваторий это коснулось?

    Чайковский | И у нас есть недобор по ряду специальностей. В этом году в нашу школу при консерватории было принято 12 ребят - из них только один виолончелист и один духовик. И мы ребят агитируем перейти на духовые. Профессии становятся как бы непрестижными: по радио и ТВ классика не звучит, о музыкантах не говорят и не пишут.

    РГ | В общеобразовательных школах все музыкальное воспитание ограничено уроками пения в начальных классах. Но ведь очевидно, что Моцарта и Бетховена правильнее постигать в старших классах.

    Чайковский | Хуже того, уроки пения, как и рисования, изъяты из обязательной программы. Выпускники школ уверены, что музыка - это "Тату". Уже и в Китае пришли к обязательному музыкальному образованию, а мы убили все то, что было наработано за многие годы.

    РГКаков же ваш прогноз?

    Чайковский | Если так пойдет и дальше, то уже лет через пять на периферии начнут разваливаться симфонические оркестры и музыкальные театры. Уже сейчас идут тревожные сигналы, даже из городов-миллионников, что у них катастрофа с симфоническими оркестрами. Не хватает в первую очередь духовиков. И их неоткуда взять. Того количества музыкантов, что выпускают Москва и Питер, еле хватает на эти два города. И ребята, приезжающие учиться из провинции, обратно не возвращаются. В результате Тобольск или Омск остаются без своих культуртрегеров.

    РГ | И что, никаких инициатив "на местах"?

    Чайковский | Я знаю, что губернатор Екатеринбурга пригласил духовика, выпускника Петербургской консерватории, и, что существенно, не петербуржца. Он предложил ему сразу место концертмейстера группы, положил зарплату 25 тысяч рублей - на порядок больше, чем у нас, в Петербурге, и обеспечил двухкомнатной служебной квартирой, которую тот, если захочет, сможет выкупить. И молодой человек поехал, хотя он уже здесь устроился. Все это правильно, но по большому счету это меры экстраординарные. И если такие условия предлагаются простым оркестрантам, это значит, до властей начинает доходить, в какой культурной пропасти они скоро окажутся.

    РГ | Как же решается этот вопрос?

    Чайковский | Составлен список нехватки кадров: укомплектованные оркестры в провинции можно пересчитать по пальцам. И руководитель Роскультуры Михаил Швыдкой обеспокоен: у него огромные проблемы с периферийными музыкальными театрами. Но эта цепочка начала разрушаться со школ - значит, со школ ее и надо восстанавливать. И что обидно, все было предсказуемо. Как только музыкальное образование перевели в разряд необязательного, руководители консерваторий предупреждали чиновников: через пять лет произойдет обвал! Так и случилось...

    Поделиться