Екатеринбург: Сотрудники милиции зарабатывают на угоне автомобилей

В рядах свердловской милиции очередное происшествие: оперативники разоблачили своего нечестного коллегу, который оформил на жену угнанный импортный внедорожник и сам разъезжал на нем. Пикантность ситуации в том, что в обязанности подполковника Юрия Сычева, заместителя начальника оперативно-розыскной части уголовного розыска УВД Екатеринбурга, как раз и входит поиск похищенных машин. В отношении высокопоставленного милиционера начато расследование.

Полковником не станет

Управление собственной безопасности (УСБ) ГУВД по Свердловской области совместно с прокуратурой областного центра, оперативно-розыскным бюро ГУ МВД и ФСБ по УрФО активно взялись за изобличение сотрудников милиции, участвующих в нелегальном автобизнесе.

- Стало понятно, что без помощи представителей силовых структур угонщики не обходятся, - рассказывает Виктор Ширяев, начальник управления УСБ ГУВД по Свердловской области. - Ну как, скажите, можно без опаски поставить украденную машину на учет в ГИБДД? В ходе оперативных мероприятий сначала задержали одного из руководящих чинов нижнетагильской гарнизонной милиции: он ездил с перебитыми номерами на внедорожнике. Затем вышли на сотрудника информационного центра ГУВД Свердловской области - ключевое звено в цепи преступлений.

Этот "оборотень" имел свободный доступ к базам данных и другой служебной информации, что позволяло ему и сообщникам совершать виртуозные криминальные кульбиты. Он, например, изымал данные об угнанном авто из розыскной базы, подельники в это время приезжали на регистрацию в ГИБДД, и технические инспекторы, естественно, регистрировали машину как "чистую".

Группа специализировалась также на производстве "двойников". Схема проста: угнанный автомобиль точь-в точь повторял другой, который, скажем, зарегистрирован в "закрытом" городе. То есть, например, в Екатеринбурге и Новоуральске могут одновременно ездить авто одной марки, цвета, с одними и теми же номерами.

По словам руководителя УСБ, именно этот офицер из информационного центра (фамилия его не разглашается в интересах следствия) помог Сычеву поставить краденый внедорожник на учет в ГИБДД. Он же и сдал подполковника. Внедорожник, на котором Сычев ездил в течение полугода, был похищен в Италии и разыскивался Интерполом. Милиционер был осведомлен об этом, но присвоил его, не опасаясь последствий. Не странно ли?

- Ничего странного, - сообщил корреспонденту "РГ" один из бывших офицеров ГАИ. - Машины, находящиеся в розыске, в госавтоинспекции прибирали к рукам и прежде. Просто никто на этом не попадался - не было интерполовской базы розыска, да и наши не усердствовали. Странно другое: зачем Сычеву было связываться с регистрацией, если его все инспекторы в лицо знают? А кто не знает - достаточно показать служебное удостоверение - и проблемы решены.

По словам представителей прокуратуры Екатеринбурга, случаи, когда милиционеры сотрудничают с представителями угонного бизнеса, не редкость. Недавно в суд направлено еще одно дело о злоупотреблении служебными полномочиями. В качестве обвиняемого фигурирует старший лейтенант Кислицын, госинспектор межрайонного регистрационно-экзаменационного отдела (МРЭО) ГИБДД. Он, как и Сычев, ездил на угнанной машине, и, кроме того, по заказу соучастников "отмывал" похищенные авто. Можно также вспомнить пример Тюменской области, где в прошлом году был осужден начальник областной ГИБДД Игорь Киселев за то, что "приватизировал" чужую иномарку.

Битый номер

Но прежде чем уведенные из других стран авто, станут собственностью нечестных людей, машина должна пройти таможню. Как это удается сделать? Сергей Фомецкий, начальник отдела дознания Уральской оперативной таможни Уральского таможенного управления, поведал нам, что в "черном" автобизнесе любят проделывать один и тот же номер. В этом случае хозяин машины тоже "в деле". Например, он, будучи гражданином Германии, выезжает на своем авто в Белоруссию, передает его в руки дельцов, за что получает свою долю. По возвращении домой пишет заявление об угоне машины на территории, скажем, Польши. Тем временем она - уже с перебитыми номерами- беспрепятственно въезжает в Россию. Немецкие сыщики автомобиль вряд ли найдут, поэтому через несколько месяцев автовладелец получит страховку.

Второй вариант: владелец действительно становится жертвой похищения. Речь, как правило, в таких случаях идет о дорогих иномарках. Документы подделывают еще в Европе, до границы с Белоруссией. Жулики обычно ставят российские номера (будто бы хозяин возвращается на авто из Европы), и машина попадет в Россию. В этом случае, как и в первом, отследить фальсификацию очень сложно, уверен Фомецкий.

Через три с половиной месяца после хищения (подложного или реального) автомобиль появляется в базе розыска Интерпола. Тем временем иномарка уже ездит где нибудь в Свердловской или другой области. Она даже не растаможена, но у преступников есть множество способов обойти таможню (поддельный пакет документов, "хорошие знакомые" и т.д.) и перейти к регистрации в МРЭО. Обычно на этом этапе в работу включаются "оборотни в погонах", которые имеют доступ к базам данных. Они вносят незначительные изменения в реестры, и - машина зарегистрирована. То же самое происходит с автомобилем, украденным в России.

- С незаконными перевозками автотранспорта из-за рубежа эффективнее бороться в регистрационных отделениях, а не на самой границе, - считает Фомецкий. - Есть специальное оборудование, которое позволяет точно определить, перебит ли номер машины. Такой прибор хоть и дорогой (около 20 тысяч долларов), но поможет искоренить коррупцию. Если процедура проверки будет обязательной при постановке на учет, нечестные инспекторы вряд ли смогут обмануть технику.

Не воруй, где живешь

Сергей Гилев, начальник отделения розыска ГИБДД Екатеринбурга, рассказал "РГ", как ведется розыск похищенного автотранспорта. Инспекторы, понятное дело, не могут помнить все машины, которые числятся в угоне. Зато знают, какие автомобили наиболее угоняемые, и останавливают для проверки именно их. Кроме того, проводят рейды на авторынках.

По мнению сыщиков, искать угнанные машины разумнее на этапе их регистрации. (Для справки: за первое полугодие в Екатеринбурге похищено 974 автомобиля, найдено - 237. Показатель раскрываемости соответствует общероссийскому).

По данным экспертов, угонный бизнес по уровню доходов стоит сразу после нелегального оборота наркотиков и алкоголя. В то же время практика разоблачений показывает, что почти все серьезные угонщики связаны с МРЭО, иного пути легализовать похищенную машину попросту нет. С другой стороны, и милиционерам тоже выгодно: помимо денег, они могут получить расчет за услуги "грязными" машинами - они стоят гораздо дешевле легальных. И, конечно, используют служебное положение, чтобы оформить автомобиль на законных основаниях. Так что, мы думаем, в УСБ милиционеров ждут новые разоблачения. Пока единственной санкцией в отношении подполковника остается подписка о невыезде. Правда, прокуратура направила в суд представление об отстранении Сычева от должности. В надзорном органе уверены: глупо отрицать факт нарушения закона, поэтому обвиняемый скорее всего без наказания не останется.

комментарий

Василий Веселовпредседатель Свердловского регионального общественного движения "Комитет по защите прав автомобилистов":

- Сотрудники милиции вообще перестали бояться какого-либо наказания, чувствуют себя вольготно и позволяют себе любые, даже самые дерзкие нарушения закона. Остановить тех, кто обязан защищать автовладельцев, но вместо этого вредит им, можно, строго наказывая их в судебном порядке. Сычев в худшем для него случае сядет за решетку на четыре года. Но я не уверен, что он получит реальный срок, а значит, это никак не испугает остальных.