09.08.2007 04:00
    Поделиться

    Ради спасения российских заложников РУСАЛ выполнил экзотические требования нигерийцев

    Шесть российских заложников - сотрудников "РусАла", захваченных в Нигерии более двух месяцев назад, отпущены на свободу.

    Они были доставлены в штаб-квартиру государственной службы безопасности Нигерии, расположенной на юге страны. Освобождение россиян состоялось в городе Порт-Харкорт в присутствии журналистов, которые смогли убедиться: бывшие пленники чувствуют себя нормально. Тем не менее представителям СМИ не дали возможность поговорить с россиянами.

    Посольство РФ в Нигерии подтвердило "РГ" факт освобождения заложников. В настоящее время, по словам представителя дипмиссии, готовится отправка бывших пленников на родину.

    Подробности освобождения россиян не раскрываются. Известно, что захваты иностранцев, в частности нефтяников, происходят в Южной Нигерии часто. Как правило, их освобождают за выкуп. В данном случае в июне 2007 года в Нигерию были направлены сотрудники российских спецслужб для оказания содействия в переговорах с похитителями.

    Дело о захвате граждан нашей страны находилось на личном контроле президента и вице-президента Нигерии. Освобождение российских заложников, по словам заместителя директора департамента информации и печати МИД России Андрея Кривцова, стало результатом активных и скоординированных действий компании "РусАл", российских и нигерийских государственных органов и силовых структур.

    По информации МИД России, пленники были освобождены после сложных и длительных переговоров. Работа велась компетентными нигерийскими властями при непосредственном участии посольства России в Лагосе, представителей Национального антитеррористического комитета России и компании "Русский алюминий". "В Москве, - говорится в заявлении МИД, - высоко оценивают конструктивную позицию руководства Нигерии, способствовавшую успешному разрешению возникшей проблемы".

    Напомним, что сотрудники РУСАЛа, работавшие на алюминиевом заводе компании АЛСКОН на юго-востоке Нигерии, были похищены 3 июня при нападении на рабочий поселок при заводе. В ходе нападения погиб водитель-нигериец. По некоторым данным, ответственность за похищение взяла на себя ультралевая нигерийская группировка "Движение за освобождение дельты реки Нигер". Эта организация требует от правительства перераспределения доходов от нефти в пользу племен, живущих в дельте Нигера. За освобождение заложников боевики требовали выкуп в размере 467 тысяч долларов и выполнения ряда социальных требований, поставленных работниками завода.

       подробности

    Российские спецслужбы не проводили силовой акции в Нигерии, они действовали другими методами.

    Доподлинно известно лишь, что далось это нелегко. Замдиректора департамента информации и печати МИД России Андрей Кривцов сказал вчера, что работа по освобождению россиян велась долго и кропотливо.

    Кто мог проводить кропотливую работу и какую? Об этом ранее сказал директор ФСБ России Николай Патрушев. Сразу после похищения 3 июня сотрудников компании РУСАЛ главный контрразведчик страны заявил, что сотрудники российских спецслужб направлены в Нигерию в связи с захватом в этой стране шестерых граждан России.

    Вчера в Центре общественных связей ФСБ России нашему корреспонденту хоть и отказались комментировать ситуацию, но дали зацепку, где искать нити изначального замысла по спасению. В ЦОСе сказали, что Николай Патрушев как глава Национального антитеррористического комитета значительно расширил круг привлеченных к спасению лиц и ведомств, потому что в НАК входят все спецслужбы России. В Службе внешней разведки РФ, куда наш корреспондент вчера обратился, ответили в характерном для этой службы стиле, но все же свой эксклюзивный комментарий дали. Руководитель пресс-бюро СВР России Сергей Иванов заявил буквально следующее: "Мы приветствуем тот факт, что наши граждане в Нигерии освобождены, а как этого удалось достичь и какие структуры российского государства при этом были задействованы, на наш взгляд уже не важно".

    Официальный представитель Национального антитеррористического комитета Николай Синцов вчера прокомментировал нашему корреспонденту ситуацию с освобождением заложников следующим образом: "Сотрудники аппарата НАК действительно были задействованы в ситуации с освобождением шестерых россиян в Нигерии и работали в тесном взаимодействии с работниками различных министерств и ведомств. Наше участие заключалось в основном в координации между собой действий различных ведомств, в том числе и силовых структур, а также коммерческой компании, чьи сотрудники были похищены. Кроме того, на одном из заседаний федерального оперативного штаба было принято решение о создании ситуационно-кризисного центра МИДа России и о формировании в посольствах РФ кризисных штабов под руководством чрезвычайных и полномочных послов РФ. Это было сделано как раз с той целью, чтобы оперативно и действенно реагировать на подобные возникающие угрозы".

    По нашей информации, которую удалось получить от собственных источников в спецслужбах, в Нигерию были посланы два сотрудника спецслужб, один от ФСБ и один от СВР. Они-то и координировали все действия и обрабатывали всю поступающую информацию по поводу заложников.

    Как известно, россиян похитила леворадикальная группировка, которую трудно назвать экстремистской или религиозной. Опыт подобных похищений в Нигерии, где с начала этого года в заложники попали около сотни человек, показывает, что людей воруют вооруженные банды с целью выкупа, а не ради достижения политических целей. В случае с нашими соотечественниками было известно, что боевики потребовали в виде выкупа около полумиллиона долларов. Бандиты сами вышли на наших дипломатов. Тогда-то и было принято решение послать профессиональных аналитиков и переговорщика.

    Как предполагают аналитики, с которыми удалось пообщаться, выкуп вполне мог быть выплачен, но не из госбюджета. Платили скорее всего сами коммерсанты, потому что, начиная бизнес в стране с нестабильной политической обстановкой, любая международная фирма обязательно изначально учитывает размер рисков и возможные потери, когда просчитывают возможную прибыль. На коммерческом языке это называется форс-мажорными обстоятельствами, и на них отводятся определенные суммы.

    Проблема в случае с россиянами состояла в том, чтобы получить доказательства жизни заложников, гарантии их освобождения и уменьшить размеры требований.

    Кстати, похитители хотели за освобождение наших граждан не только денег. Всего боевики выдвинули РУСАЛу и нигерийскому правительству восемь требований. Среди прочего были и довольно экзотические. К примеру, бандиты потребовали письменно подтвердить, что будут соблюдаться постановления суда по трудовым делам Нигерии в отношении уволенных сотрудников компании ALSCON- нигерийской дочки РУСАЛа, а также выплатить им при увольнении компенсацию в размере 112 тысяч долларов. Кроме того, боевики настаивали на выплате оставшимся сотрудникам по 80 тысяч долларов и погашении задолженностей по зарплате.

    Скорее всего, какая-то часть требований была удовлетворена, но не вся. Известно, что губернатор штата Аква Ибом не советовал вести прямых переговоров с похитителями. Он мотивировал свою позицию тем, что якобы русских заложников террористы вскоре отдадут и так. Африканец полагал, что преступники не смогут долго содержать людей здоровыми в сложных климатических условиях долины реки Нигер. В случае же смерти кого-то из заложников разговор с бандитами мог быть совсем иным. Поэтому они должны были быть рады, даже если одно из их требований будет выполнено.

    Кстати

    Как сообщила корреспонденту "РГ" директор по связям с общественностью UC RUSAL Вера Курочкина, сейчас сотрудники объединенной компании UC RUSAL работают в 19 странах мира на 5 континентах земли. И компания не собирается менять планы по развитию бизнеса в Нигерии, в связи с захватом заложников. "Мы намерены запустить завод ALSCON, приобретенный нами в феврале этого года, который станет одним из крупнейших в Нигерии промышленных объектов. При этом повышенное внимание мы будем уделять вопросам безопасности наших сотрудников", - заявила представитель компании.

    Поделиться