В ночь на четверг после пятилетнего перерыва космический корабль "Индевор" отправился с мыса Канаверал в орбитальное путешествие. При этом на экипаже шаттла тяжким грузом лежит двойная ответственность. От профессионализма американских астронавтов зависит не только их собственная жизнь, но и судьба десятков тысяч сотрудников НАСА.
После многочисленных неудач, связанных с запусками шаттлов, терпение Вашингтона явно на исходе. В последнее время американская политическая элита все чаще говорит о необходимости урезать финансирование НАСА. Американское общество ждет новых космических подвигов, а их все нет.
Вместо достижений в НАСА в последнее время только и рассказывают о выявленных микротрещинах, испорченных клапанах и отлетевших кусках обшивки. Заслуги агентства не идут ни в какое сравнение с теми средствами, которые в него вкладывают, считает все больше американцев. Масла в огонь подлил недавний скандал - как выяснилось, американские астронавты нередко употребляют алкоголь в рабочее время.
Нельзя исключать, что от экипажа "Индевора" сейчас практически напрямую зависят зарплаты оставшихся на Земле сотрудников НАСА. Этим во многом объясняется огромный интерес, с которым Америка следит за полетом шаттла.
"Индевор" должен доставить на МКС груз общим весом в 5 тонн, главным компонентом которого является специальная ферма, использующаяся для установки дополнительных панелей солнечных батарей. Экипажу, в состав которого входят как ветераны, так и новички, предстоит провести на околоземной орбите 11 суток и осуществить три выхода в открытый космос для проведения монтажных работ, связанных с дальнейшим строительством международной станции.
Довольно тернистым оказался путь "Индевора" в космос, получившего свое название в честь первого судна, которым командовал британский мореплаватель и исследователь Джеймс Кук. Он стал пятым и последним космическим челноком, построенным по заказу НАСА в конце 80-х годов. Его ввели в эксплуатацию взамен погибшего при запуске "Челленджера". И вот "Индевор" снова в космосе, впервые после трагедии 2003 года. Тогда другой шаттл "Колумбия", возвращаясь на Землю, при входе в плотные слои атмосферы развалился на части, а весь экипаж погиб.
После той катастрофы руководством НАСА было принято решение приостановить полеты челноков. Для "Индевора", который в свое время доставил на орбиту первый модуль МКС, этот запрет длился почти пять лет.
За время вынужденного простоя, по заверениям представителей Американского аэрокосмического агентства, он подвергся тщательной проверке и модернизации, в результате чего стал "практически новым".
Между тем
Инженерами и техниками была доработана главная двигательная установка, на его борту установлена новая система ориентации, синхронизованная с глобальной навигационной спутниковой системой. За счет внесенных в конструкцию изменений "Индевор" способен оставаться на орбите дольше остальных шаттлов, пополняя свои запасы электроэнергии от сети МКС.