Казалось, нет конца вопросам журналистов и читателей "РГ" в ходе "Делового завтрака" с первым заместителем мэра, руководителем стройкомплекса Москвы Владимиром Ресиным.
Все, баста...
Российская газета | Владимир Иосифович! Неделю назад на своей первой пресс-конференции после назначения на пост в составе обновленной команды правительства Москвы вы объявили о прекращении точечной застройки в столице. Сообщили и о начале работы "горячего телефона", по которому москвичи могут позвонить, если стройка под окном вызывает сомнение. Жители столицы откликнулись на призыв?
Владимир Ресин | Еще как! За две недели поступило около 300 звонков по 152 стройкам, так как по некоторым адресам было сразу по несколько звонков. Много? Но при этом нужно иметь в виду: в Москве одновременно строится свыше 5 тысяч объектов! Для проверки поступивших сигналов создана специальная комиссия, возглавил которую главный архитектор Москвы Александр Кузьмин. Благодаря москвичам, власти узнали немало интересного о том, что происходит в городе. Например, 15 объектов, о которых сообщили звонившие, оказались самым настоящим самостроем!
РГ | Будете разбираться, почему они появились? Как вообще это возможно - не где-нибудь в глухой деревне, а в самой столице вдруг начинается стройка безо всякого на то разрешения...
Ресин | Обязательно будем. Соответствующим органам уже дана команда немедленно остановить работу и в установленном порядке ликвидировать начатые объекты. Если потребуется, дойдем до суда, но порядок наведем.
РГ | Почему же для того, чтобы принять решение, нужно было ждать, чтобы возмущение горожан достигло предела?
Ресин | За решением отказаться от точечной застройки именно сейчас стоит прежде всего экономика. Москва стала богаче, теперь у нее нет голода на деньги. В бюджете появились средства, на которые город может сам, без инвесторов строить то же жилье и сам решать, как и где это делать. Лет 10 и даже 5 тому назад такое было невозможно.
РГ | Потому и департамент инвестиционных программ ликвидируется, спонсировавший большую часть "точечной застройки"?
Ресин | Да. Он преобразован в управление. Но главное, еще раз подчеркну, у Москвы изменилась политика. Приоритетом номер один стало для нее строительство социального жилья. Если в 2005 году из 5 миллионов квадратных метров, построенных в городе, на "социалку" приходилось 1,6 миллиона, а в 2006-м - 1,87 миллиона, то в этом году должно быть возведено уже более 2,2 миллиона квадратных метров.
Курс на "социалку"
РГ | Где же вы его собираетесь строить? От точечной застройки отказались, вширь некуда - за МКАД расположена территория Московской области...
Ресин | В Москве еще много есть мест. Подсчитано, до 2020 года можно построить 70 миллионов квадратных метров жилья. В том числе на местах бывших свалок, в промышленных зонах и зоне отчуждения железной дороги... Сейчас, например, обсуждается возможность строительства на месте полей бывшей Люберецкой станции аэрации. Экспертиза показала, что вместе с Московской областью там можно построить порядка 5 миллионов квадратных метров квартир. Из них на долю Москвы придется примерно 1,5 миллиона квадратов. Этот район можно назвать, например, Люберецким парком - по аналогии с Марьинским парком. Помните, какой в прежние годы стоял шум, когда на таких же полях начиналась стройка? А теперь там замечательный благоустроенный район, прекрасная экология, метро подвели. А цены на квартиры? Одни из самых высоких в городе!
РГ | Зато в целом по Москве цены немного присмирели с прошлой осени - даже слегка снизились, замерев примерно на отметке 4 тысячи долларов за квадрат. Может, еще упадут?
Ресин | По крайней мере сильно повышаться не будут - разве только в пределах инфляции. Но в этом заслуга не только Москвы. Почему покупательский спрос в столице снизился? Жилье начало строиться по всей России. Зачем, скажите, человеку из Тамбова ехать в Москву, если у него дома и работа есть, и квартиру там он может купить, да еще дешевле? При том, что уровень жизни в Тамбове достойный. То же самое происходит в Рязани, Омске, Калининграде... Я много езжу, своими глазами вижу, какая большая стройка кругом идет. Так что скоро из всех приезжих претендентов на московское жилье останутся только районы Крайнего Севера.
РГ | Для очередников курс на "социалку", конечно, хорошо. Но чем больше будет строиться бесплатного жилья в городе, тем меньше его попадет на свободный рынок. Не приведет ли это в конечном счете все-таки к повышению цен на квартиры? Ведь очередников в Москве - менее 200 тысяч семей, а желающих улучшить свои жилищные условия - миллионы. Как показывают социологические исследования, каждый второй москвич мечтает о новоселье.
Ресин | Желание у москвичей не расходится с реальностью. В городе существуют субсидии на приобретение жилья, социальная ипотека. Молодежь может обзавестись своей квартирой с помощью программы "Молодой семье - доступное жилье", или можно оформить ипотечный кредит лет на 30. При средней зарплате в тысячу долларов это по карману многим горожанам, так как нынешняя банковская ставка в 10 процентов практически не выше темпов инфляции. А ведь еще строится жилье для военных, для работников социальной сферы... Жители пятиэтажек первых индустриальных серий, которые идут под снос, переезжают в новые квартиры, в которых на человека приходится в полтора раза площади больше, чем прежде. Свыше четырех миллионов квадратных метров уже снесено. Последняя пятиэтажка пойдет под снос, как и планировалось, в 2009 году.
Сверхдоходы не у строителей
РГ | Понимаем, что цены на жилье - щепетильный вопрос. Но все-таки давайте проясним для читателей, какова средняя себестоимость квадратного метра в Москве? 600-700 долларов?
Ресин | Надо понимать, что когда строит дома своих серий ДСК-1 - у них одна себестоимость, когда ДСК- 3 - другая, а у домов, сооружаемых по индивидуальным проектам, - третья... Зарплата у строителей примерно одинаковая, цена материалов примерно тоже, а вот стоимость амортизации основных фондов уже у каждого предприятия своя. Так что говорить о средней себестоимости - это все равно, что определять среднюю температуру по больнице. То есть неверно в принципе.
РГ | Ну, возьмем по максимуму. Пусть метр обходится даже в тысячу долларов. А продают-то этот метр в четыре раза дороже! Это уже сверхдоходы получаются...
Ресин | Высокие доходы у тех, кто инвестирует и продает. Но и они отдают в бюджет города до 50 процентов стоимости квартир. На эти деньги в Москве строится социальное жилье. А у строителей сверхдоходов никогда не было и нет.
РГ | Может быть, пусть тогда антимонопольная служба поинтересуется такими продавцами?
Ресин | Попытки были, да закон не позволяет поставить верхнюю планку. Мы живем в условиях рынка. Он и определяет цены. К чему стремились - то и получили...
(Продолжение "Делового завтрака" с Владимиром Ресиным читайте в одном из ближайших номеров ежедневной "РГ")
Напоминаем номер "горячего телефона",
принимающего сигналы москвичей о точечной застройке:699-41-47.
Звонки принимаются по рабочим дням с 9.00 до 18. 00,
а в выходные и по праздникам - в автоматическом режиме.