В России подведены промежуточные итоги налоговой амнистии. Объявленная в начале марта кампания по легализации капиталов завершится 31 декабря. Так что прошла уже половина срока, отпущенного россиянам на то, чтобы привести свои дела в порядок. Пока граждане не спешат принять участие в налоговой амнистии. По данным Федерального казначейства, к 1 июля россияне перечислили в бюджет 275 миллионов рублей. Всего же за прошедшие четыре месяца граждане легализовали доход в размере чуть более двух миллиардов рублей.
Напомним, что согласно закону об упрощенном порядке декларирования доходов физических лиц, россияне, скрывшие налоги от государства, могут воспользоваться налоговой амнистией. Они должны сами рассчитать сокрытую сумму, вычесть из нее 13 процентов как неуплаченный налог на доходы физических лиц и отправить платеж на специальный счет Федерального казначейства. Не требуется сообщать виды доходов: гонорар, случайный доход, зарплата в конверте, также не нужно указывать их источник. Документ об уплате с пометкой банка приравнивается к налоговой декларации, и обязанность гражданина по уплате налога считается исполненной.
Россияне пока не спешат в банки, особенно в регионах. Лидером по объему платежей с раскаявшихся граждан стала Москва, где собрано в рамках амнистии 151 миллион рублей. На втором месте оказался Санкт-Петербург, в котором граждане заплатили 18 миллионов рублей. За ними следуют Красноярский и Ставропольский края, где граждане перечислили по 13 миллионов рублей соответственно. В Московской области собрано 11 миллионов рублей. В остальных регионах объемы платежей, поступивших к 1 июля, составили меньше десяти миллионов рублей.
В некоторых регионах итоги вообще нельзя оценивать серьезно, так, в Республике Хакасия - 20 рублей, Калмыкии - 78 рублей, на Камчатке - 100 рублей. До тысячи рублей пока не дотянули и сборы по амнистии в Кабардино-Балкарской Республике (поступило 300 рублей), Усть-Ордынском Бурятском автономном округе (321 рубль) и Республике Алтай (922 рубля).
Первые результаты стартовавшей в марте этого года налоговой амнистии вполне ожидаемы, считает руководитель департамента стратегического анализа компании ФБК Игорь Николаев. "С учетом того, как это делалось и какие цели ставились (не фискальные), сумма декларационных платежей, поступивших в государственную казну, в размере около 275 миллионов рублей ожидаема. Она крайне не велика. Например, если сравнить с показателями четырех - пятилетней давности налоговой амнистии в Казахстане, они отличаются в разы", - сказал эксперт ИА REGNUM, комментируя данные Федерального казначейства.
"С другой стороны, нам обещают в конце года мощную пропагандистскую кампанию. Эти показатели, скорее всего, вырастут, - полагает Игорь Николаев. - Как известно, наши люди тянут до последнего. По закону задекларировать свои доходы, с которых не был уплачен подоходный налог, в упрощенном порядке можно до конца года".
Отвечая на вопрос, с чем связано, что в некоторых регионах было собрано декларационных платежей на весьма небольшую сумму (например, 20 рублей), эксперт предположил, что "кто-то захотел проверить, как работает эта система". Напомним, что при запуске налоговой амнистии и депутаты Госдумы, и специалисты отмечали, что "амнистии" как таковой не предполагается, и информация о раскрываемых доходах может использоваться правоохранительными органами с целью выяснения законности полученных средств.
Действительно, по закону сведения об уплате декларационного платежа могут быть истребованы, например, правоохранительными органами для проверки подлинности платежа, подтвердила начальник департамента юридической фирмы "Частное право" Елена Ноговицына. Так что в полной безопасности чувствовать себя после уплаты декларационного платежа не удастся.
Бизнес-сообщество тоже скептически относится к налоговой амнистии. По их мнению, то, что проводится в России, вообще таковой не является. Поскольку нет гарантий, что после уплаты налогов им не будут предъявлены претензии по таким статьям Уголовного кодекса, как незаконное предпринимательство. Ведь уплата налогов снимает претензии только по налоговому законодательству.
Совсем другая картина наблюдается в Казахстане, где налоговая амнистия уже завершилась. И, в отличие от российской, ее результаты превзошли все ожидания. Граждане страны легализовали имущества и денежных средств почти на 6,7 миллиарда долларов. Это около трети расходов бюджета Казахстана. В акции приняло участие 10 процентов населения страны. До сих пор наиболее удачным примером налоговой амнистии была ирландская, где объем легализованных денежных средств составил 2,5 процента ВВП.
Напомним, что закон о легализации капитала в Казахстане был принят в июне 2006 года. Срок проведения акции сначала ограничили 31 декабря, но в сентябре по предложению президента республики Нурсултана Назарбаева парламент продлил срок действия закона до 1 апреля 2007 года, а потом еще раз до 1 августа. Срок оформления прав на легализованное имущество был пролонгирован до 1 ноября 2007 года.
Это уже вторая подобная акция в Казахстане. Если в ходе первой амнистии были легализованы денежные накопления населения (в размере почти 500 миллионов долларов), то вторая касалась по большей части имущества граждан.
Условия легализации имущества экспертами оцениваются как либеральные, что, по-видимому, и сказалось на результатах. Так, в отличие от России, закон о легализации запрещал проводить любые процессуальные действия по информации, предоставленной гражданами государству в ходе амнистии. Сбор за легализацию доходов составил 10 процентов, что равно подоходному налогу в Казахстане. В сельской местности недвижимость была освобождена от этого сбора.
Так же как и у нас, сборы по разным регионах оказались крайне неравномерными. По информации налогового комитета Алма-Аты, на долю этого города приходится 70 процентов сборов за легализацию имущества от общего по стране. Следом идет Астана, где сборы оказались в разы меньше.
Отметим, что в Казахстане большинство граждан решили легализовать свои доходы за два месяца до окончания компании. Так что есть надежда, что и российские итоги налоговой амнистии тоже дадут повод для оптимизма.