Едва было подписано соглашение о списании Россией долга Афганистану на сумму в 11,1 миллиарда долларов, как тут же последовали заявления, что осенью Минфин России планирует провести переговоры по тем же проблемам с Ираком и КНДР. Цена вопроса - 18 миллиардов долларов.
В обмен на списание афганского долга в 11,1 миллиарда долларов Россия надеется получить участие в международных тендерах на строительство экономики Афганистана, в том числе сооружения объектов инфраструктуры, восстановление промышленности, поставки техники, а также энергетических проектах на рыночных условиях, пояснил министр финансов РФ Алексей Кудрин. Помимо этого Россия надеется, что афганское правительство закупит некоторую часть российских военных самолетов. Деньги на эти цели Афганистану выделяет американское правительство.
Осенью будут проведены переговоры с КНДР об урегулировании долга в 8 миллиардов долларов, которые были предоставлены стране еще во времена СССР, так же как и Афганистану, на покупку военной техники, товаров и оборудования. Урегулировать долг с КНДР будет гораздо сложнее, пояснил замминистра финансов РФ Сергей Сторчак. Северная Корея вряд ли подпишет соглашение с Международным валютным фондом о вхождении в состав этой организации. А дело все в том, что фонд выдвинул главное условие для КНДР - нормализацию ее отношений с мировым сообществом. А раз Северная Корея не является членом МВФ, то урегулировать ее долг по более простой линии, которую предоставляет Парижский клуб, вряд ли будет возможно. Есть и еще одна не менее весомая причина, что переговоры могут быть затянуты. До сего дня между Россией и Северной Кореей не согласованы обменные курсы, из-за которых довольно трудно выйти на общую сумму долга.
Следующий должник, который уже давно ждет прощения, - Ирак, задолжавший России около 10 миллиардов долларов. Планируется, что соглашение может быть подписано до конца года, сказал Сергей Сторчак. Но конечный итог переговоров будет зависеть от визита министра нефти Ирака в Москву в августе текущего года. Ирак, напомним, получивший кредиты от СССР в основном на закупку военной техники, в 90-е годы предоставил право российским нефтедобывающим компаниям участвовать в разработке и добыче "черного золота" в стране. Российский бизнес надеется продолжить подобное сотрудничество и при новой власти, сформированной американцами. Тем более что на списании долгов и восстановлении страны настаивают именно Соединенные Штаты, нанесшие немалый урон экономике Ирака военными действиями.
Министр финансов Ирака Баян Джабер уже поспешил во всеуслышание заявить, что Россия готова списать иракский долг только в обмен на право российских инвестиций в крупные нефтяные месторождения на юге страны. И добавил, что на эти условия Ирак не согласится.
Что и было озвучено им в ходе своего визита в Москву в четверг. Таким образом, все попытки Москвы вернуть себе право на продолжение уже подписанных с предыдущим правительством Ирака контрактов свелись на нет. Речь, напомним, идет о соглашении о разделе продукции (СРП) при разработке месторождения Западная Курна-2, запасы которого оцениваются от трех до семи миллиардов тонн нефти. Согласно соглашению, срок действия которого должен был закончиться в 2020 году, доля Ирака оценивалась в 25 процентов, "Лукойла", в 68,5 процента. Власти Ирака расторгли договор в 2002 году, мотивировав это тем, что
"Лукойл" не выполнил условия контракта. После вторжения в страну американо-британских войск эту версию озвучил и и.о. министра нефти Ирака Самир аль-Гадбан.
Нынешний министр нефти Ирака Хусейн аш-Шахрастани, как выяснилось, прибыл в Россию, не получив соответствующих полномочий от правительства по решению этого вопроса. Российской стороне не пришлось сделать ничего иного, как заявить, что в рамках договоренностей Парижского клуба иракский долг все-таки будет списан. В "Лукойле" же надеются на то, что шансы на доступ к иракским месторождениям еще остались.