Многие эксперты бывшего Госкомрыболовства РФ (теперь это "рыбный" департамент в Минсельxозе России) в один голос утверждают, что среднемировая цена на черную икру увеличится с нынешних 600 евро до 1000 евро за 100 граммов, и это, похоже, не предел. Если бы государство решилось наводить должный порядок в этой сфере, был бы временно запрещен сбыт всего икорно-осетрового ассортимента. Так что упомянутое решение скорее всего пролоббировано именно икорным бизнесом.
По тем же оценкам, до половины ежегодного сбыта этого продукта на мировом рынке приходится на поставки из России, в большинстве своем контрабандные, около трети "дают" другие прикаспийские страны СНГ (но и здесь преобладает контрабанда), до 20 процентов - Иран. Но поставки из Ирана в последние годы растут и, по прогнозам экс-Госкомрыболовства, вскоре составят на мировом рынке около 50 процентов.
Причины тому - жесткое подчинение столь доходной отрасли государству и публичные наказания - даже казни в Иране не только за икорно-осетровую контрабанду, но и за загрязнение осетровых акваторий. Поэтому неудивительно, что именно иранский сектор Прикаспия является экологически наиболее благоприятным для осетровых. Вдобавок Иран, в отличие от других прикаспийских стран, постоянно наращивает воспроизводство осетровых, в том числе еще по советским технологиям. Важно и то, что СИТЕС - комиссия ООН по редким видам флоры и фауны - в прошлом году запретила экспорт черной икры из стран бывшего СССР, но не из Ирана. Стало быть, эта иранская отрасль открыта для зарубежных капиталовложений и современных технологий.
А что в России? С середины 1980-х годов отрасль захватили криминальные структуры, включающие разветвленную сеть браконьеров, переработчиков и сбытовиков. Способствуют браконьерству, как и низкому качеству российской осетровой, особенно икорной продукции, и запредельные масштабы, скажем так, многодесятилетнего загрязнения осетровых акваторий всевозможными отходами, и "переламывание" этих рыб многочисленными волжскими ГЭС, что приводит буквально к массовому всплытию мертвых осетровых рыб. Хотя такое сырье, по международным нормам, нельзя использовать, оно уже которое десятилетие "востребовано" российскими икорно-осетровыми кланами. Схожая ситуация в других прикаспийских странах СНГ, причем положение усугубляется отсутствием юридически четких границ на Каспии, в том числе между прикаспийскими субъектами Федерации и нефтегазовой "лихорадкой" в этом бассейне. Эти факторы тоже убивают осетровых, что, естественно, выгодно нелегальным промысловикам, переработчикам, экспортерам. По имеющейся информации, в среднем за год экспорт контрабандных икорно-осетровых продуктов из РФ превышает 70 миллиардов долларов, из других стран постсоветского Прикаспия в целом - до 50 миллиардов долларов в текущих ценах.
"Чем хуже качество икорно-осетрового сырья, тем меньше себестоимость его переработки, и, значит, тем выше и без того "сверхкрупные" прибыли икорно-осетрового бизнеса. Возврат же этой отрасли под жесткий госконтроль чреват едва ли не гражданской и межэтнической войной на Юге России, прежде всего в Прикаспии и на Нижней Волге - главных осетровых регионах страны. Поскольку сей бизнес стал четко структурированным экономически и юридически, а также распределенным по этническому принципу", - считает эксперт Каспийского НИИ рыбного хозяйства РАН (г. Астрахань), сотрудник бывшего Госкомрыболовства РФ Антон М-ко. - Косвенное подтверждение тому - частые кровавые разборки, в том числе на самом Каспии, между калмыцкими и дагестанскими, астраханскими и дагестанскими "осетровыми кланами". В эти события стараются, по понятным причинам, не вмешиваться ни пограничники, ни милиция, ни тем более рыбоохранные структуры".
В России, в отличие от других прикаспийских стран СНГ, официально запрещено продавать черную икру на рынках с 2001 года. Но осетровая икра по-прежнему в солидном ассортименте присутствует на рынках многих городов и поселков Нижнего Поволжья, Нижнего Дона, Калмыкии, Дагестана, Приазовья. Цены там минимум на треть ниже московских, но у местных жителей на этот деликатес денег нет, поэтому покупают сей продукт преимущественно туристы, особенно иностранные. Правда, как они вывозят деликатес через границы, одному богу да, может, и ФСБ ведомо. Но и на этих рынках "витает" запах испортившихся икры и осетровых.
Правда, в последние годы увеличивается производство осетровой молоди, восстанавливаются или расширяются рыборазводные заводы в Азовско-Донском и особенно в Волжско-Каспийском регионах. Схожие тенденции наметились в Азербайджане и Туркмении. Причем в Туркмении осетрово-икорная госмонополия восстанавливается и методом публичных, как в Иране, наказаний виновных.