Не столь давно стало известно об очередном рассмотрении судом жалобы налогоплательщика на минфиновское письмо: решением ВАС РФ от 6 марта 2007 г. N 15182/06 было признано недействующим положение, содержавшееся в одном из писем минфина.
Очевидно, появившееся заявление минфина о "разъяснительном" характере своих писем стало следствием судебных решений, признающих письма недействующими по причине наличия в таких письмах правовых норм. Письмо N 03-02-07/2-138 адресовано Федеральной налоговой службе, но касается в первую очередь налогоплательщиков. Налогоплательщикам, как следует из письма, следует перестать ориентироваться на содержащиеся в правовых базах письма, а обращаться при необходимости в минфин с собственными вопросами.
Единственный момент, который в "письме о письмах" не вызывает сомнений, - утверждение, что, согласно Налоговому кодексу РФ, минфин издает лишь разъяснения по вопросам применения налогового законодательства. Но ведь налогоплательщики, обращавшиеся в суды с просьбой признать то или иное письмо недействующим, исходили не из общего пожелания НК РФ, а из текста конкретного письма, где правовая норма присутствовала. Если минфин утверждает, что его цель - лишь разъяснять законодательство, то в случае, когда суд признает, что письмо по сути является не разъясняющим документом, а нормативно-правовым актом, оказывается, что издавшие данное письмо лица превысили свои полномочия. Тогда правомерен вопрос: будут ли нести эти лица какую-либо ответственность?
Тезис минфина о том, что его письма лишь разъясняют законодательство, а применять такие письма могут исключительно авторы вопросов, имеет вполне прозаическую цель: нормативно-правовые акты должны быть зарегистрированы в минюсте. Чиновникам минфина загружать себя лишней работой, безусловно, не хочется. Но вместе с тем они совершенно не опасаются, что во много раз большую работу придется проделать, отвечая на сотни и тысячи однотипных вопросов. Сейчас налогоплательщики ищут ответы на возникающие вопросы в письмах минфина, имеющихся в справочных базах. При этом налогоплательщики отдают себе отчет в том, что содержащиеся в базах письма, адресованные третьим лицам, не спасают от налоговой ответственности. Тем не менее письмо рассматривается как образец решения типовой проблемы. Но даже и тут зачастую выясняется, что на одинаковые вопросы минфин дает разные ответы.
Письмо N 03-02-07/2-138 пытается "узаконить" право минфина давать разным налогоплательщикам различные ответы на одинаковые вопросы. Самое любопытное, что результат может оказаться обратным намерениям авторов письма. Ведь для суда мнение чиновников минфина о "ненормативном" характере письма значения иметь не будет, если выяснится, что письмо содержит норму права. Суд будет самостоятельно рассматривать каждое письмо, на которое пожалуется налогоплательщик. А вот налогоплательщики, испуганные нежеланием минфина распространять действие своих писем на неограниченный круг лиц, могут просто завалить министерских чиновников одинаковыми вопросами. Интересно, слышали ли в минфине слово "флэш-моб"?
Наша справка
Флэш-моб-акция - PR-термин, означающий мгновенное появление в одном месте большого количества людей, действующего по единому сценарию.