Новости

15.08.2007 03:40
Рубрика: Происшествия

Кто расплатится с пострадавшими?

Физически пострадавшим пассажирам "Невского экспресса" выплатят страховку. Моральные издержки еще не оценили

Пассажирам "Невского экспресса" страховое возмещение выплатит компания ЖАСО. Но не больше 12 тысяч рублей. А если эксперты докажут, что причиной аварии был террористический акт, то к компенсациям подключат еще средства федерального бюджета.

Вчера вопрос, кто оплатит ущерб людям, попавшим в крушение поезда, дискутировался практически весь рабочий день. Только за полчаса до его окончания появилось наконец сообщение о порядке выплат от компании ЖАСО, в которой были застрахованы все пассажиры печально известного экспресса по программе обязательного личного страхования. А проще говоря, купившие в обычном порядке билет, в цене которого 2 рубля 30 копеек автоматически закладываются на страховку. В сообщении, в частности, говорится: "Пассажиры, пострадавшие во время крушения поезда Москва-Санкт-Петербург, получат страховое возмещение в размере до 12 тысяч рублей в зависимости от тяжести полученных травм". Эту максимально возможную сумму, причем вне зависимости от того, ехал человек в СВ или общем вагоне, выплатят только тем, кто из-за полученных травм надолго лишился трудоспособности. А вот если ссадины и ушибы пассажир медикам не предъявит, то и на выплаты может не рассчитывать.

В выигрыше останутся те, кто вместе с билетом приобрел полис добровольного страхования. Как пояснили нам в компании ЖАСО, он имеет ряд номиналов: 15, 20, 30, 40 и 50 рублей. Номинал не зависит ни от категории поезда и вагона, ни от дальности поездки. Просто чем дороже полис выберет пассажир, тем больше будут страховые выплаты в случае неприятного происшествия в дороге. Максимум, что может получить пассажир, это 250 тысяч рублей за сам несчастный случай, повлекший за собой нетрудоспособность, плюс столько же на медицинские расходы и лекарства. Если лечение обойдется дешевле, то и сумма выплат уменьшится соответственно. Вот только свыше 250 тысяч на медицину получить не удастся. Даже если лечение затянется на всю оставшуюся жизнь.

Оба вида страхования направлены на возмещение ущерба здоровью и жизни человека. Что же касается компенсаций моральных и материальных издержек, то этот вопрос пока находится в процессе обсуждения. Как пояснил нам заместитель министра транспорта Евгений Москвичев, если эксперты точно установят, что причиной аварии стал террористический акт, то на компенсации будут выделены средства из федерального бюджета. По сколько и за что конкретно, пока не решено.

Кстати

Обратиться в компанию ЖАСО за получением страховых выплат можно по телефону в Москве 780-58-07.

компетентно

Эдуард Гребенщиков, руководитель управления аналитики и международного сотрудничества Всероссийского союза страховщиков:

Все пострадавшие в ходе крушения поезда пассажиры могут рассчитывать на страховое возмещение от застраховавшей их компании ЖАСО.

Государственное обязательное страхование пассажиров железнодорожного, а также водного транспорта в России действует на основе указа президента Ельцина от 1992 года. Предельный размер возмещения (на случай гибели) зафиксирован на уровне 12 тысяч рублей. Раненые получат меньшую сумму.

И размер компенсации, и правовая основа обязательного страхования железнодорожных пассажиров давно уже вызывают вопросы и сомнения. Заставлять людей страховать свою жизнь за свой счет - не вполне вписывается в действующий Гражданский кодекс. Пассажиры, впрочем, почти не замечают автоматической страховой надбавки к цене билета - 2 рубля 30 копеек. Столь низкий тариф определяет и размер ответственности страховщика. Например, лимит выплат для жертв аварий на дорогах куда выше - 160 тысяч рублей благодаря тому, что закон о страховании автогражданской ответственности принят гораздо позднее, хотя и тот не соответствует реалиям жизни.

Стоит напомнить, что в мае 2006 года обязательное страхование пассажиров почти уже собрались отменять как рудимент прошлой эпохи. Остановило то, что не была подготовлена замена в виде закона о страховании ответственности перевозчиков, который предложил бы более достойную и надежную страховую защиту, оплачиваемую перевозчиком.

Однако объем рынка обязательного страхования пассажиров, примерно половина которого приходится на ЖАСО - "профильного страховщика" РЖД, весьма невелик - порядка 500 миллионов рублей. Такая небольшая сумма погоды для страхового рынка не сделает и мало интересует страховые компании. Хотя страховые случаи, похожие на недавнее крушение поезда, в результате которых выплачивается возмещение, происходят крайне редко. Но 20-22 миллиона пассажиров, которые ежегодно пользуются услугами железных дорог - это внушительный отряд страхователей. Кроме того, скоро появятся скоростные поезда подобные "Невскому экспрессу", и сопряженные с их эксплуатацией риски, а также международные маршруты, на которых указ об обязательном страховании от 1992 года не действует. Все это диктует необходимость модернизации страхового законодательства, касающегося защиты прав и интересов пассажиров.

Происшествия ЧП Аварии и катастрофы Подрыв поезда "Невский экспресс" в 2007 году