Новости

15.08.2007 03:04
Рубрика: Происшествия

Кто расплатится с пострадавшими?

Эдуард Гребенщиков, руководитель управления аналитики и международного сотрудничества Всероссийского союза страховщиков:

Все пострадавшие в ходе крушения поезда пассажиры могут рассчитывать на страховое возмещение от застраховавшей их компании ЖАСО.

Государственное обязательное страхование пассажиров железнодорожного, а также водного транспорта в России действует на основе указа президента Ельцина от 1992 года. Предельный размер возмещения (на случай гибели) зафиксирован на уровне 12 тысяч рублей. Раненые получат меньшую сумму.

И размер компенсации, и правовая основа обязательного страхования железнодорожных пассажиров давно уже вызывают вопросы и сомнения. Заставлять людей страховать свою жизнь за свой счет - не вполне вписывается в действующий Гражданский кодекс. Пассажиры, впрочем, почти не замечают автоматической страховой надбавки к цене билета - 2 рубля 30 копеек. Столь низкий тариф определяет и размер ответственности страховщика. Например, лимит выплат для жертв аварий на дорогах куда выше - 160 тысяч рублей благодаря тому, что закон о страховании автогражданской ответственности принят гораздо позднее, хотя и тот не соответствует реалиям жизни.

Стоит напомнить, что в мае 2006 года обязательное страхование пассажиров почти уже собрались отменять как рудимент прошлой эпохи. Остановило то, что не была подготовлена замена в виде закона о страховании ответственности перевозчиков, который предложил бы более достойную и надежную страховую защиту, оплачиваемую перевозчиком.

Однако объем рынка обязательного страхования пассажиров, примерно половина которого приходится на ЖАСО - "профильного страховщика" РЖД, весьма невелик - порядка 500 миллионов рублей. Такая небольшая сумма погоды для страхового рынка не сделает и мало интересует страховые компании. Хотя страховые случаи, похожие на недавнее крушение поезда, в результате которых выплачивается возмещение, происходят крайне редко. Но 20-22 миллиона пассажиров, которые ежегодно пользуются услугами железных дорог - это внушительный отряд страхователей. Кроме того, скоро появятся скоростные поезда подобные "Невскому экспрессу", и сопряженные с их эксплуатацией риски, а также международные маршруты, на которых указ об обязательном страховании от 1992 года не действует. Все это диктует необходимость модернизации страхового законодательства, касающегося защиты прав и интересов пассажиров.

Тем временем

Вчера руководство ОАО "Российские железные дороги" несколько часов вело переговоры со своим главным страховщиком - ЖАСО о размерах компенсации пассажирам "Невского экспресса". Однако на момент подписания, пояснили "РГ" в РЖД, больше получат, естественно, те, кто, покупая билет на поезд, приобрел еще и личную страховку. Насколько больше и к какой сумме эту добавку будут прибавлять, там пока уточнить не смогли.

Происшествия ЧП Аварии и катастрофы Подрыв поезда "Невский экспресс" в 2007 году