16.08.2007 01:30
    Поделиться

    Крупный промышленный холдинг больше двух лет добивается возврата похищенных у него акций

     

     

    В непростой ситуации оказалась промышленная группа "РАТМ-холдинг", объединяющая свыше 20 промышленных предприятий в разных регионах страны (см. "РГ" от 14 июня 2007 года "Дружба со взломом").

    В 2004 году компании, входящие в этот холдинг, купили контрольный пакет акций Ангарского цементно-горного комбината, более известного как "Ангарскцемент". Однако поучаствовать в управлении комбинатом новым акционерам так и не пришлось. Больше двух лет они бьются с противником, у которого, как у мифологической гидры, вместо одной отрубленной головы вырастает две новых. С РАТМом случилось то, что происходит со многими другими предприятиями и их владельцами в России. Холдинг попал в жернова передела.

    Еще одним совладельцем "Ангарскцемента" стали структуры, подконтрольные ОАО "ХК "Сибирский цемент". Они также приобрели крупный пакет. Причем наличие еще одного крупного владельца акций не помешало сибирским цементникам прибрать к рукам ангарский завод. Невероятно, но факт: обладатели контрольного пакета акций не вошли даже в совет директоров.

    Все беды РАТМа начались с того, что в июле 2005 года у них похитили 2,17 процента акций "Ангарскцемента". Их попросту списали со счета номинального держателя, представляющего интересы предприятий холдинга. Причем сделано это было по подложному судебному решению, которое якобы принял мировой судья из Уфы.

    Кто спланировал и осуществил эту акцию, сейчас пытается выяснить следствие, которое с недавних пор ведет ГСУ при ГУВД Москвы. А пока злоумышленники, в отношении которых возбуждено уголовное дело, фигурируют в нем как "неустановленное лицо".

    На похищенные акции в рамках уголовного дела был наложен арест. Но даже несмотря на судебный запрет, ценные бумаги были проданы, причем неоднократно.

    За короткий срок они проделали довольно длинный путь и несколько раз переоформлялись на разные лица. Причем часть из них была зарегистрирована в городе Кемерово по адресу: Советский проспект, д. 7. Видимо, не случайно по этому же адресу находится и головной офис "Сибирского цемента". Часть акций вообще "уплыла" на далекие британские Виргинские острова (знаменитая офшорная зона). В конечном итоге, владельцами крупных пакетов акций "Ангарскцемента" стали несколько граждан, Британско-Виргинский офшор и еще ряд компаний: ООО "Пирс", ООО "Компания Визард" и ОАО "Холдинговая компания "Сибирский цемент".

    Вряд ли автору этих строк удалось бы установить хозяев ООО "Пирс" и ООО "Компания Визард" или аффилированных с ними лиц, если бы не бескорыстная помощь президента "Сибирского цемента" Андрея Муравьева. В одном из своих писем, адресованном очень уважаемой организации, он прямо указал, что "собственниками 50,044 процента акций завода являются структуры, аффилированные с ОАО "ХК "Сибирский цемент". При этом пакет РАТМа, по версии все того же господина Муравьева, составляет лишь 48,35 процента.

    Не нужно обладать выдающимися математическими способностями, чтобы сложить эти две цифры, а затем вычесть полученную сумму из 100 процентов. В результате мы получим число гораздо меньшее, нежели пресловутые 2,17 процента. Так, путем несложного логического уравнения можно прийти к выводу, что и ООО "Пирс", ООО "Компания Визард", и офшор Белглин Файнэншнл ЛТД входит в число компаний, подконтрольных сибирским цементникам. Несложно предположить, чьи интересы отстаивают акционеры, аффилированные с ОАО "ХК "Сибирский цемент".

    Все эти компании являются последним звеном в цепочке посредников, через которых проходили те самые 2,17 процента акций. При этом, как предполагает следствие, компании "РАТМ-холдинга" лишились этих ценных бумаг в результате совершенного преступления. И если эта версия верна, история с акциями ничем не отличается от ситуации, когда воры-домушники тащат из вашей квартиры семейные драгоценности, а затем продают их на стороне.

    Поэтому Девятый арбитражный апелляционный суд наложил на акции арест, а затем и вовсе решил удовлетворить иск их законных владельцев и постановил вернуть похищенные акции структурам "РАТМ-холдинга". Люди в судейских мантиях сумели разобраться во всех хитросплетениях этого скандального дела и защитили права добропорядочных инвесторов.

    Вроде бы акции должны вернуться хозяевам, но не все так просто. На постановление арбитражного суда, уже вступившее в законную силу, подана кассационная жалоба. Теперь Федеральный арбитражный суд Московского округа должен вынести окончательный вердикт по данному вопросу. И хотя акции пока не возвращены законным владельцам, но решение, принятое Девятым арбитражным апелляционным судом, внушает уверенность группе компаний РАТМ, что в конечном итоге их доводы будут услышаны.

    Правда, это еще не означает, что в конфликте вокруг "Ангарскцемента" будет поставлена точка. В то время как промышленная группа доказывала в судах и кабинетах следователей свое право на акции ангарского предприятия, на заводе произошли тревожные перемены. Гендиректор, назначенный советом директоров, состоящим из лиц, дружественных "Сибирскому цементу", вывел часть имущества предприятия на дочернюю структуру ООО "Научно-производственное объединение "Ангарский цемент". Причем сделано это было якобы для "повышения капитализации завода и выполнения программы развития". Однако документы говорят о том, что у ООО НПО "Ангарский цемент" уже другой собственник - некое физическое лицо.

    Сменил хозяина и основной поставщик сырья на "Ангарскцемент" - карьер "Перевал". Он теперь принадлежит "Сибирскому цементу". Словом, не исключено, что к моменту, когда представители РАТМа вступят в управление предприятием, там ничего не останется, кроме долгов.

    Уже после того, как было принято решение о возврате акций законному владельцу, оппоненты решили окончательно запутать ситуацию, в которой суды нескольких регионов разбирались в течение двух с лишним лет. В одной из сибирских газет были напечатаны сразу несколько объявлений о проведении внеочередных собраний ОАО "Ангарскцемента" в цехе завода в Ангарске. Инициатором одного собрания стал совет директоров этого завода, который, напомним, состоит из представителей "Сибирского цемента", других - уже упомянутое ООО "Компания Визард". Причем компания собиралась провести в один день сразу два собрания с абсолютно одинаковой повесткой - одно в 11 часов, другое - в 16.00 часов. Совет директоров наметил сбор акционеров на 14.00. Все три собрания были намечены на 30 июня нынешнего года. И публикации об их проведении также вышли... 30 июня. Очевидно, что другие акционеры, среди которых есть не только крупные промышленные холдинги, но и простые рабочие и ветераны труда, на эти собрания не могли попасть по определению. А ведь на них речь должна была пойти о таких важных вопросах как избрание нового состава совета директоров и распределение прибыли.

    Господа из "Сибирского цемента" так торопились напечатать объявление, что не заметили технической ошибки, вкравшейся в газетную публикацию. Так, в заглавии говорится, что собрание будет внеочередным. В то же время в самом тексте речь идет уже о годовом собрании. Причем это не первый такой случай. 2 июня и в той же газете вышла порция похожих объявлений о внеочередных собраниях. И они также назначались на день публикации.

    Любой грамотный юрист подтвердит, что к подобной тактике, как правило, прибегают тогда, когда хотят запутать ситуацию с управлением предприятия. Очевидно, что РАТМ будет оспаривать решения этих собраний. А это значит - новые суды и попытка тех, кто хочет прибрать к рукам ангарский завод, выиграть время любыми средствами.

    К сожалению, в российском Уголовном кодексе нет статей, как говорится, на все случаи жизни. Например, он не предусматривает наказание за рейдерство, хотя вопрос этот периодически поднимается, причем на довольно высоком уровне. С подобной инициативой выступали Федеральная служба по финансовым рынкам и Торгово-промышленная палата. В ФСФР даже начали работу над соответствующими поправками в УК РФ, которые предполагалось затем внести на рассмотрение Госдумы. Пока же охотники за чужой собственностью чувствуют себя в нашей стране как волки в заповеднике, где много дичи и нет охотников.

    Черные девяностые давно позади, и казалось, что рейдеры тоже отомрут как рудименты той эпохи. Но, увы, этого не происходит. На дворе 2007 год, а некоторые деятели бизнеса по-прежнему вытаскивают из карманов подложные судебные решения и прибегают к другим подобным уловкам на грани фола.

    И все же позитивные перемены происходят. При органах прокуратуры и следствия создаются специальные отделы по борьбе с рейдерством. Появились и уголовные дела. Правда, привлекают охотников за чужой собственностью по другим статьям, самая тяжелая из которых - "мошенничество". И проходят по ним в основном лишь исполнители. Те же, кто руководит рейдерскими захватами, зачастую, остаются в тени. Но дел таких, к счастью, становится больше.

    Так, правоохранительные органы возбудили целую серию уголовных дел по фактам подделки документов и попытки вывода активов лжедиректорами "Ангарскцемента". Вопрос лишь в том, окажутся ли под подозрением только "стрелочники" и понесут ли ответственность те, кто ими руководил. Словом, прецеденты, есть. Главное, чтобы они не стали последними.

    Поделиться