Позже Фомин еще не раз бывал на "Беларусьфильме" - снимался у белорусских режиссеров, снимал сам и обзавелся за эти годы не только множеством друзей и знакомых в Минске, но и надежной командой многократно проверенных профессионалов. Так что съемки новой картины Олега Фомина "Спасти императора" в окрестностях белорусской столицы, можно сказать, были предопределены.
- Существует несколько гипотез по поводу того, кто и с какой целью пытался организовать операцию спасения Николая II в 1918 году: некоторые даже считают, что это была тонко рассчитанная провокация большевиков...
- Мы со сценаристом Сергеем Кузьминых не пытались выяснять историческую правду. Наш фильм - абсолютно вымышленная романтическая история, такой русский вестерн с погонями, перестрелками и прочей атрибутикой жанра... Мой герой, штабс-капитан Давыдов, пытаясь спасти царскую семью, набирает группу профессионалов разного рода: там есть и сыскарь, и подрывник, и шпион, и казаки-пластуны - этакий русский спецназ... Но, увы, судьба каждого из этих людей заведомо трагична.
- Любая романтическая история предполагает любовную линию?
- Возлюбленную главного героя сыграет Анна Азарова...
- ...которую вы снимали в своем сериале "Молодой Волкодав"? На съемочной площадке я увидела многих актеров, снимавшихся в ваших прежних проектах или вместе с вами, - Евгения Стычкина, Сергея Баталова, Марата Башарова, Александра Бухарова, Михаила Горевого... Предпочитаете работать со "своими" людьми?
- Я должен быть уверен, что никто не станет хныкать, жаловаться, капризничать, что все будут добросовестно работать. Когда ты сам в кадре, важно иметь надежных партнеров рядом. К счастью, у меня есть такие, и я вполне могу позволить себе совмещать актерскую и режиссерскую деятельность. К примеру, у меня замечательный оператор Василий Секачинский, с которым мы уже 17 лет вместе: именно он снимал большинство моих фильмов и способен буквально читать мои мысли. Начальник съемочной площадки - тоже человек проверенный, на "Беларусьфильме" мы с ним не раз сотрудничали.
- Интересно, а чем руководствовался Валерий Рыбарев, выбирая актера на главную роль в своем фильме "Меня зовут Арлекино"?
- Кто-то из его съемочной группы увидел меня в спектакле рижского Молодежного театра, где я тогда служил, - так и пригласили на пробы. Позже мы встретились с Юрой Щекочихиным, автором сценария "Арлекино", на вокзале в Бресте - я со своим театром возвращался с гастролей из Германии, а он ехал на гастроли с московским Детским театром, где шел спектакль по его пьесе. Нас познакомили. Я рассказал Щекочихину, что жду результатов проб у Рыбарева. На что он спросил, откуда я родом. "Из Тамбова", - говорю. "А ты знаешь, что вся эта история произошла в Тамбове?" - оживился Щекочихин. Выяснилось, что я был знаком с прототипом его Арлекино, мы с ним даже дрались в пионерском лагере!
- Рыбарев - требовательный режиссер?
- Великолепный! Он всегда точно знает, чего хочет, работает без суеты, без криков ненужных. Не секрет ведь, что есть режиссеры, которые порой истерят, подзадоривая себя таким образом. Что греха таить - и у меня так бывает иногда, хотя я стараюсь держать себя в руках, все-таки съемочная площадка для меня - и дом, и семья. В этом смысле стиль работы Рыбарева для меня - идеал.
- Когда-то вы рассказывали, что занялись кино отнюдь не из высоких побуждений, будто бы взамен на согласие участвовать в съемках продюсеры обещали вам снять квартиру в Москве...
- Можно сказать, что кинорежиссером я стал от безысходности. В начале 90-х Молодежный театр в Риге закрыли, а надо было как-то жить дальше, работать... Конечно, можно было устроиться куда-нибудь актером массовки, но после 16 главных ролей в театре выходить на сцену с репликой "кушать подано" как-то не хотелось. Хотелось двигаться дальше. Получилось, что другого выхода, кроме кино, у меня не было, еще раньше я пробовал себя в качестве сценариста, пытался заниматься режиссурой в театре. И предложение снимать кино не стало для меня таким уж неожиданным, хотя дело это весьма нелегкое. Но затягивает сильно...
- Скажите, а у вас никогда не было желания обзавестись домашним животным?
- Я прекрасно отношусь к животным, но осознаю свою ответственность перед ними - с моим образом жизни проще жить одному. Скажем, сейчас я уехал в экспедицию на 2 месяца, после снова куда-нибудь уеду...
- И все же такое взаимопонимание с волками, какое вы демонстрировали недавно в фильме "Весьегонская волчица" в роли охотника Егора, едва ли достигается одним актерским талантом...
- До съемок я полгода жил в волчьей стае - с августа по январь - в 100 километрах от Москвы на зообазе "Петушки". Волчата, пока росли, ко мне привыкли... Конечно, полгода - очень много, но иначе никакой волк не сыграл бы любовь, не стал бы вылизывать моего героя, как предполагал сценарий. В принципе волки запоминают тебя на всю жизнь. Но и здесь все может быть очень непредсказуемо. Когда мне понадобился волк для съемок "Молодого Волкодава", я приехал в знакомое хозяйство и встретился с волком, отношения с которым 2 года назад были у меня очень непростыми. Во время съемок "Весьегонской волчицы" я его случайно покалечил, и потом все оскалы и рычания снимали именно с ним, этот волк чувствовал меня на расстоянии. Представьте: я только подхожу к деревне, а он уже рычит - не видит меня, но чувствует... И вот приезжаю я на зообазу, выбираю волка и решаю его погладить. Поначалу тот стоял напряженно, а потом - раз! - и лизнул меня. "Надо же, простил! - ахнула дрессировщица. - Это же давний враг твой, не узнал?" Конечно, через 2 года узнать его было непросто... Но вот какие дела: оказывается, и волки умеют прощать.
- Теперь на съемках картины "Спасти императора" вы виртуозно укрощаете лошадей... Дата премьеры вашего нового фильма уже назначена?
- Предполагается, что на большой экран фильм выйдет в конце февраля. Уже есть предложения по поводу новых проектов, но принимать их я пока не тороплюсь, сначала эту картину нужно хорошо сделать, для меня она очень важна. Потому что такие вещи, как патриотизм, настоящая мужская дружба - не фикция, они всегда в цене. Я сам принес сценарий компании, я уговорил их поддержать этот проект, так что именно я несу за него полную ответственность.